Как бомбили Берлин СЕКРЕТНАЯ ОПЕРАЦИЯ

Ответить

Игорь Красяков » 26 сен 2006, 22:23

СЕКРЕТНАЯ ОПЕРАЦИЯ
История Великой Отечественной войны до сих пор хранит много тайн и загадок. Одной из них являются бомбардировки Берлина нашей дальней авиацией еще в начале августа 1941 года. Об этом более 30 лет нельзя было рассказать даже близким. Это было секретом.
О факте ударов самолетов дальней авиации по столице фашистского рейха автор узнал более 20 лет назад от одного из штурманов гвардии полковника Ю.П. Дерябичева. И вот проведены поиски и исследования.
Дальняя авиация СССР перед ВОВ получила несколько хороших самолетов типа "ИЛ-4", Изображение
"ДБ-3" (конструктор В. Ильюшин), "ТБ-1", "ТБ-3" и "СБ" (автор - наш земляк, тверичанин, А. Туполев), "Пе-8" (конструктор В. Петляков). На вооружении дальней авиации имелось около 3000 бомбардировщиков различных типов и основным был "ДБ-3" (94% от общего числа).
Изображение

ВОЙНА

Верховный главнокомандующий И. Сталин не ожидал, что фашисты будут бомбить Москву. ПВО нашей столицы была достаточно мощной. Однако 22 июля 1941 года более 2000 самолетов Гитлера нанесли удар по столице (убито 736 человек, тяжело ранено 1444 человека и легко ранены 2069). Сердца людей горели негодованием. А Гитлер считал, что самая мощная противовоздушная оборона Берлина (736 зенитных орудий, сотни истребителей, аэростаты, 160 прожекторов) надежно защищает от ударов с воздуха. Англичане не могли преодолеть ПВО Берлина. Немцы их просто "отгоняли". А США вообще до января 1943 года и не пытались бомбить столицу фашистов.

СТАЛИН И "ЛЕТАЮЩИЙ КОМИССАР"

Командующий авиацией ВМФ предложил наркому ВМФ адмиралу Н. Кузнецову нанести бомбовый удар по Берлину. Заметим, что дальняя авиация уже через двое суток после начала войны нанесла удары по нефтеперегонным заводам Румынии, по Данцигу и Варшаве. Летчики могли ударить и по столице Германии, но приказа не было. А ведь в Берлине располагались более 30 военных заводов, складов, баз, аэродромов и тому подобное. И вот штаб Н. Кузнецова утром 24 июля доложил о реальном варианте налета на Берлин. Последовал доклад И. Сталину. Через сутки пришел ответ: "Поскольку Жаворонков внес это предложение - пошлите его командовать этой операцией!"
С. Жаворонков просил для операции 60-70 бомбардировщиков, но выделили всего 2 эскадрильи (18 машин) с опытными летчиками.

ПЛАН ОПЕРАЦИИ

В конце июля 1941 года положение на фронтах сложилось тяжелое: Смоленское сражение, бои под Лугой, захвачены Литва, Латвия и Эстония, угроза Москве и Ленинграду. Встали вопросы: где готовить операцию? Откуда лететь? Как обеспечить налет бомбами и бензином? Задачи непростые, ведь до Берлина более 3000 километров. Молва приписывает решение нашему земляку, маршалу авиации П. Жигареву: он якобы предложил нанести удар с аэродрома "Кагул" на острове Саарема (о. Эзель) в Балтийском море. Штурманы все рассчитали. Вроде получается. Но ведь аэродром был небольшим ("ТБ-7" или "СБ" не могут даже сесть), так как был предназначен для истребителей "И-15", "И-16", со взлетной полосой всего в 1000 метров.
Изображение Ил-4
Подготовка операции началась с того, что за одни сутки моряки на острове удлинили полосу (вручную!). А бомбы? Моряки из Кронштадта на тральщиках доставили комплекты бомб (по 500 кг на один самолет), а на торпедных катерах в бочках - бензин. Краснофлотцы прозвали эти рейсы "пороховая бочка". Балтика кишела фашистами. И всего одна пуля превращала корабль в прах, вместе с экипажем. Но под носом у фашистов все задачи моряки выполнили.
Подлет бомбардировщики выполнили ночью 4 августа из-под Ленинграда (аэродром "Беззаботный"). И все сели на "Кагуле". И тут опять встала проблема: как спрятать самолеты от воздушной разведки? Нашли решение: поставили бомбардировщики у домов на хуторах и накрыли маскировочными сетками. С. Жаворонков на "И-15" ушел в воздух, проверил. - все нормально. И почти две недели фашисты не могли обнаружить самолеты. И, конечно, не смогли догадаться о цели всей операции.
Подготовка самолетов и экипажей к вылету тоже оказалась непростой: требовалось срочно максимально облегчить машины, снять все лишнее, разработать маршрут до Берлина, определить оптимальную загрузку бомб, учесть капризы сложной балтийской погоды, организовать безопасность, так как на острове активно действовала группа "кейцелистов". Не исключались и бомбежки. Командиру Е. Преображенскому и "огненному комиссару" Г. Оганезову отпущено было всего 3 суток на подготовку. Счет времени шел на часы. Все работы велись срочно, круглосуточно.
Маршрут полета уточнялся на месте и сложился следующим образом: взлет - вечером, в 21.00, на бреющем полете с набором высоты до 6000-7000 м, полет без истребителей охранения над морем 1300 км без радиосвязи, средств радионавигации, целеуказания. Поворот в районе военно-морской базы Щеттин, и до Берлина оставалось всего 20-30 минут лету. Возвращение по той же схеме.
Изображение
Командир, полковник Е. Преображенский, приказал: "На Берлин идут три звена. Взлет через 15 минут. Строй - "ромб". Высота над Берлином - не менее 600 метров. Радиосвязь не использовать. При вынужденной посадке самолет сжечь!" Летные экипажи понимали, на что идут (7-8 часов ночного полета над морем, а в Германии ждет ПВО, при посадке в море помощь не планировалась).
Первый налет на Берлин начался ужином в летной столовой. Командир полка пригласил: "Прошу к столу!" Жаворонков очень этому удивился, так как в ВВС такого обычая нет. Но ведь летели морские экипажи, и это - обычай флота. Молодая официантка принесла графинчики с водкой. И тут Преображенский сказал ласково: "Завтра, дочка. Сегодня мы еще поработаем. Вот чайку налей, да покрепче!" После ужина все пели под гитару. А потом и командир взял баян - уроженец Вологды был хорошим музыкантом и в Ейском училище, и тут, на фронте. И вот к 21.00 моторы "ДБ-3Ф" прогреты. Пошли по одному на взлет. Тут в конце взлетной полосы увидели развернутый флаг полка и генерала С. Жаворонкова с комиссаром Г. Оганезовым, которые отдавали честь каждому экипажу. На высоте температура в кабинах опустилась до 30-35 градусов. Унты и меховые комбинезоны не очень грели. При левом развороте в районе Щеттина немцы на аэродроме обознались (решили, что летят свои) и зажгли посадочные огни. Наши прошли мимо. Флагманский штурман майор П. Хохлов вспоминал: "Берлин мы увидели издалека. Сначала на горизонте появилось светлое пятно. Оно с каждой минутой увеличивалось и росло. Появилось зарево на полнеба. Было около часа ночи. Берлин был как на ладони, видно было, как искрят дуги трамваев". Все экипажи вышли на свои объекты, и бомбы ушли на вражеское логово. А стрелок-радист А. Кротенко сбросил листовки, где были слова "За свободную Германию! Долой Гитлера!"
ИзображениеGefallene Wehrmachtssoldaten in einem VW-Kübelwagen
Photographie Libyen, 1941-1943 DHM, Berlin
Путь домой был сложным. Все наши самолеты уходили на север к морю. ПВО Берлина проснулась: 160 прожекторов изрезали небо, сотни разрывов зенитных снарядов. В воздухе появились ночные истребители с зажженными фарами. Наши стрелки отбивались из всех бортовых пулеметов. И только над Балтикой истребители отстали.
Садились на "Кагуле" уже утром в дымке при видимости всего 600-800 метров. Весь полет продолжался 6 часов 50 минут.

ВСТРЕЧА

На аэродроме в ту ночь не спал никто. Темпераментный любимец полка Г. Оганезов рвался в полет стрелком. Но его не пустили. Был приказ - готовь хороший завтрак! Экипажи вместо еды взяли дополнительно листовки и боезапас. А у летчиков "ныла спина, руки не отогревались, от перенапряжения дрожали ноги, болели глаза".
Адъютант С. Жаворонкова майор М. Боков от имени генерала преподнес П. Хохлову и экипажам ящик коньяка (и где только достали?) и несколько банок консервов. За фейерверк в Берлине. Морские летчики сбросили фашистам почти 8000 кг бомб! Доложили И. Сталину об успехе операции. Верховный оценил так: "Этот факт имеет историческое значение! Раз начали - будем продолжать!"

ГИТЛЕР - ЧЕРЧИЛЛЬ

Геббельс (главный идеолог) поднял шум на весь мир: "Нас бомбили англичане не по правилам!" Хотя "знала кошка, чье мясо съела". Ведь Гитлер еще в конце июня 1941 года объявил всему миру, что советская авиация вся разгромлена. И вдруг при хваленой немецкой разведке бомбардировщики Красной Армии бомбят центр Берлина.
Англичане на следующий день объявили, что в ночь на 8 августа ни один самолет в воздух не поднимался. Геббельс и тут обоврался.

НАЛЕТЫ

Второй налет на Берлин состоялся на следующую ночь, 9 августа 1941 года. И тоже успешно. Фашисты получили подарочки весом около 6000 кг по всему Берлину. И в придачу листовки. К аэродрому "Кагул" вернулись не все наши самолеты. "ДБ-3Ф" старшего лейтенанта И. Фенягина был подбит над Берлином, загорелся в врезался в землю.
Третий налет на Берлин наши летчики совершили 12 августа уже с юго-востока (там ПВО была слабее). При заходе на посадку по неизвестной до сих пор причине взорвался самолет старшего лейтенанта Дашковского и упал в море. Обидно. Пройти 3600 километров, преодолеть ПВО Берлина, отбиться от истребителей и погибнуть на пороге дома.
Позже по столице рейха нанесли бомбовый удар четырехмоторные "летающие крепости" "Пе-8" под командованием Героя Советского Союза М. Водопьянова, а вслед за ними - и группа майора В. Щелкунова на "ИЛ-4" с аэродрома "Астэ", который построили всего за 8 суток рядом с "Кагулом". До 4 сентября 1941 года Берлин еще неоднократно подвергался ударам нашей дальней авиации: 10 рейдов и сброшено 327 авиабомб, 90 вылетов. Потери - 4 экипажа. Но бомбы - на Берлин. Мир ликовал, а фашисты сидели в затемненном городе. Мир знал, что ВВС Красной Армии бьют врага.
А после третьего налета на Берлин Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13.08.1941 года пятерым летчикам было присвоено звание Героя Советского Союза и 55 награждены Орденами Красной Звезды и Боевого Красного Знамени, 13 фронтовиков получили Орден Ленина. Указом ВС СССР от 17 сентября 1941 года звание Героя Советского Союза было присвоено еще пятерым славным пилотам.
Эта сверхсекретная в свое время операция показала великолепные боевые качества советских бомбардировщиков, мужество и героизм всех участников исторических событий.

Игорь Красяков

про эти самолеты
http://www.airwar.ru/enc/bww2/db3.html
Изображение

Valeriy » 16 янв 2011, 20:26

Сразу после бомбежки в советских газетах была соответствующая информация.
Описания этой операции в общих чертах всегда были в нашей прессе.
А какой сверхсекретности с пафосом многократно говорится в этой статье?
Или детально публиковались планы других военных операций до их проведения?
Зачем в целом обычной военнно-исторической статье такой примитивный пиар?

« Война. Армия. Флот