Современный школьник. Наблюдение учителя.

Ответить
Пишет школьный учитель из г. Томска 2008г.

Проработав в школе двадцать с лишним лет, волей-неволей наблюдаю медленные метаморфозы современного мне общества, ибо очевидно, что школа является реальным зеркалом, отображающим все (без исключения) процессы, происходящие в нём. Подобные наблюдения не подчиняются каким-то научным принципам, потому достаточно субъективны, тем и интересны, как мне кажется. Итак, что же вот так, галопом по Европам, можно заметить и удивиться чему?

1. По сравнению с двадцатилетней давностью уменьшилось число неполных семей. Ну, то есть таких, где, скажем, мама воспитывает одного-двух чад. (Совсем не статистические, не характерные данные, но почему-то бросающиеся в глаза, - немало (сравнительно) отцов воспитывают детей после ранней смерти жены. Что-то женщины стали умирать…)
А по поводу полных семей, - как мне кажется, это не связано лишь с тем, что возрождается «культ семьи» (хотя я этого не отрицаю, кстати). Дело всё в том, что довольно часто люди боятся «разбегаться» чисто по экономическим причинам. Что во времена СССР развестись? – плёвое дело! Алименты, конечно, (что касается мужчин), но уж как-нибудь… Ну, а сейчас это реальная катастрофа, финансовая дыра, которую ни за год, ни за два не залатать. Так что вот потому многие и живут вместе без всяких там любовей-морковей, но зато при штанах и сытые.

2. Дети стали «ухоженнее», одевают их дорого (сравнительно), но убого. Отсутствие вкуса повальное, и это нельзя списать лишь на «молодёжную» («детскую») моду, вроде голого пуза или торчащих из пояса джинсов кружевных трусов. Не скажу, что это явление всеобщее, но в целом картина удручающая.
«Ухоженность» странно контрастирует с тем, что детей не выгнать из школьной столовой, - попросту, дома их не кормят, и они едят всякую дрянь, вроде мини-пицц. Тем более, карманных денег у них чёрт знает сколько, у меня иногда столько нет. С моим отвращением к любой «казённой» пище странно наблюдать всё это, - одновременно понимаешь, что fast-food наступает, и что альтернативы ему попросту нет: коли мать ни черта дома не готовит, что ещё прикажете жрать?

3. Старшие школьники давно, лет десять как, отказались от крепких спиртных напитков, - они практически не пьют водку и коньяк. Про наркотики я уже давненько писал, - нет такой проблемы, она исчезла СОВЕРШЕННО, и уже лет 10-12, как. Шуточки про «травку» шутят, так про неё и с телеэкранов всякие «кривые зеркала» шутят, причём гораздо чаще, чем школьники. Что до пива, хлещут, конечно, но это не очень бросается в глаза. В общем и целом, растёт непьющее поколение. (??)

Что же до курения, - удивительно: курят в основном девушки; парни, конечно, тоже, но реально меньше, - в пропорции 1\3. Зато массово курят с какого-то смешного возраста, - с 12-13 лет, то есть «толпа за углом» реально ПОМОЛОДЕЛА, и выглядит очень смешно и живописно. Стоит эдакий писюн, в три раза больше сигареты, и дымит, и слюной истекает...

4. Удивительно уменьшилось число действительно красивых девушек, - к моей великой печали, - но это действительно так. (Причём я не имею в виду стиль, шарм, обаяние и прочие атрибуты истинной красоты, - я говорю лишь о «физиологии», о «породе» .) Вообще, средний рост учащихся, скажем 11-классников, понижается, - не столь катастрофически, но некоторые выпуски на «Последнем звонке» выглядят совершенно карикатурно: что юноши, что девушки, - сплошные недомерки. (?)

5. Дети рано сексуально «эмансипируются», но это так искусственно, так безжизненно, что говорить об этом без раздражения невозможно. Такое впечатление, что (даже у взрослых) всё это происходит вовсе не от прилива крови к половым органам, а «от головы», оттого, что «так надо». Дети младшие и среднего звена распущены, что ни месяц, - маленький «сексуальный скандал», да всё с какими-то перверсиями, тьфу, аж тошно… Куда только не суют…

6. Уровень дебилизации детей вот уже 6-8 лет находится примерно на одном уровне, - ура, «стабилизировался»! Всё это, как не покажется странным, очень чётко совпадает со всеми волнами «реформ в области образования», которые скоро окончательно разрушат это самое образование. Дети неразвиты, они практически (и здесь – повально) не читают и не испытывают потребности в том. Лексикон убогий, устная речь обычного старшеклассника соответствует уровню 7-8 класса «школы моего детства» (1972-1982). Для меня устные опросы в 10-11 классах, - что-то вроде пытки, потому что наблюдать неспособность половозрелых дядек и тётек выразить простейшие мысли действительно мучительно для меня…

7. (Кстати, про «половозрелось»… 80-е годы были для школы характерны тем, что в год 1-2 дурёхи «залетали», и рожали в 9-10 классах. Потом, - «эмансипировались», научились пользоваться презервативами, по всей видимости. И вот, уже год – другой, - снова «залёты»! Объяснить это я пока не в состоянии. Что, неужели разучились пользоваться?..)

8. Возвращаюсь к речи. Она малоэмоциональна, убого интонирована, и пересыпана всевозможной «нелитературной» лексикой, которая стала уже повседневностью. Дети удивляются, когда им делают замечания по поводу употребления в речи нецензурных слов. То есть они не замечают их произнесения, они, – абсолютная часть их сознания. Причём речь не идёт только лишь о "трудновоспитуемых", "тяжёлых" детках, - процесс оскотинивания речи касается 90% учащихся.


9. Классы в основе своей не дружны, такие хрестоматийный понятия, как «класс сорвался с урока» или «класс объявил Имярек бойкот», совершенно исчезли. Любой классный коллектив разделён на фракции, сущность которых трудно поддаётся анализу. Нет, конечно, есть и разделение на «беленьких» и «чёрненьких», но оно не определяющее, и отнюдь не везде. Подчас наоборот, «беленькие» и «чёрненькие» водят крутую дружбу, - смотришь со стороны, и никак не можешь понять, что же их объединяет?.. То есть пресловутое «социальное расслоение» в школе, - это (по моим наблюдениям) абсолютный миф.

10. С каждым годом в школе всё больше детей с неславянскими фамилиями, - это и беженцы, и переселенцы. Очень серьёзно растёт местное татарское население Томска, и в каждом классе – три-четыре Абушахмановых-Гулямнасыровых-Улукахуновых; впрочем, за редким исключением, единственный язык, которым они владеют, - это русский. Есть выходцы из Средней Азии, из Азербайджана, Армении, Грузии. Всё это не вызывает никаких принципиальных проблем, поскольку большинство «пришлых» детей конструктивно работают над ассимиляцией в русскоязычную среду, «местные» же дети в основе своей абсолютно миролюбивы и корректны, - за последние годы я не слышал ни об одном подобном конфликте.
Помнится, несколько лет назад один мальчик очень обиделся на то, что какой-то придурок назвал его «китайцем». Я сказал мальчику: «А чего обижаться- то, Ли-Мин? Ты ведь действительно китаец?» - «Да», - ответил тот, и разом успокоился.
Итак, если «пришлые» спокойно вливаются в ход жизни города, если они понимают, что им выгоднее жить по тем законам, которые существуют здесь, ни о каких «национальных проблемах» говорить не приходится. Внешняя (школьная, скажем) среда, - это одно, внутренняя (семья, диаспора), - другое. Тем более, многие из носителей «неславянских» фамилий, - из смешанных семей, мать чаще всего русская-украинка-белорусска. Стоит отметить очевидное, - в основном именно в смешанных семьях дети получаются очень даже красивые.

11. Забавно то, что «компьютерный бум» в среде школьников заметно поутих, - компьютер дома превратился во что-то вроде кухонной плиты, и поэтому такого ажиотажа, который был лет 10-15 назад, уже нет, как нет. Дети играют в компьютерные игры намного реже и без этого выворачивающего душу ожесточения. Есть, конечно, фанаты, но их совсем немного. Что же до блогов, чатов, - они не особо заинтересованы в таком общении, слава Богу. Про live journal или что-то подобное вообще никто ничего не знает.
Но вот что касается сотовых телефонов, – это кердык. Они лучше руку дадут на отсечение, чем расстанутся со своим телефоном. Причём используют все имеющиеся ресурсы, которые в этим телефоне заложены. Очень раздражает постоянный, непрекращающийся обмен смс, - в принципе, контролировать его невозможно: телефоны молчат, - шасть, руки под парту, глаза туда же, и сидят, как зомби какие-то, кнопочки тыкают. Вообще, отношение к своим телефонам несколько фетишистское, и, кстати, где уж прослеживается «табель о рангах», уровень престижа, так это в телефонах: у кого круче, у кого фуфло.

12. Отношение к учёбе абсолютно потребительское и, в какой-то мере, антиинтеллектуальное. Образование, - это то, что позволяет выйти на рынок труда, рынок товарный, какой угодно рынок. Поэтому знания, получаемые в школе, не важны, - главное, получить документ доступа к рыночным ценностям. Здесь дети ничего сами не выдумали, это работа их тупорылых родителей, которые и к школе относятся, как потребители, забывая при этом, что, вообще-то, в рыночном обществе действуют обменные отношения: заплати – получи. Коли дети получают образование бесплатно, странна таковая позиция их родителей, но, так ли, иначе, с какого-то перепуга претензии к школе растут год от года, - находясь в абсолютном загоне и идеологическом, и материальном, странно, что школа до сих пор стоит и УЧИТ!.. Впрочем, я об этом уже писал: вот уйдёт «старая гвардия», те, кому сейчас 50-65 лет, придут молодые придурки с «новациями» и «свежими западными идеями», - и писец школе.

из комментариев:

Все верно. А потом они приходят в вуз. Я 18 лет наблюдаю уверенную деградацию студенчества. И профессиональную (речь о музыкальном образовании), и общеинтеллектуальную. Причем об умственном недоразвитии речь не идет - все вполне социализированы (за исключением обычного процента двоечников, которым все "по-барабану"). Нет, они просто миновали в своем развитии некие важнейшие сензитивные периоды, когда должен был сформироваться музыкальный слух, потом логическое мышление и т.д.
В результате - мучительное неприятие ситуации, когда от них требуют думать: реферировать, а не списывать, рассказывать вопрос своими словами, когда они выясняют, что дипломную работу нельзя списать всю или скачать из интернета. И негодование: чего вы, дескать, все от нас все хотите! А профессиональные умения и навыки педагогов воспринимают с недоверчивым восторгом и растущим чувствои неполноценности, в лучшем случае. В худшем - с враждебностью - кому это надо!
Да я уже лет пять как забыла привычное ощущение студента как коллеги, для музыкантов раньше всегда нормальное! И после этого они идут в общеобразовательную школу...

***
"Им главное - акт покупки". Западная (и уже почти "наша") система образования НАЦЕЛЕНА(именно большими буквами) на "воспитание" потребителя. Представьте себе классического потребителя и оцените его интеллектуальный "багаж", - вот примерно таким и должен быть выпускник школы. Чтобы читать умел, совсем дураком не был, и в то же время "без особых претензий", без собственного мнения, - только такому можно рекламировать что угодно и продавать что угодно. Я говорю совершенно серьёзно, без ажитации и своих вечных приколов про всемирный заговор: просто это очевидно.

Почему и кому нужно разрушать систему образования, как Вы думаете?

Ответ очевиден, и даже озвучивался президентом - управлять лохами проще:(

http://gvardei.livejournal.com/304095.html
http://gvardei.livejournal.com/304230.html



О современной молодёжи

Недавно Макс выкладывал заметки одного томского преподавателя о современных школьниках . Кстати очень любопытное чтиво, рекомендую к прочтению. В связи с тем, что мне тоже довольно часто приходится сталкиваться я молодёжью в различных местах (в школе у племянника, в своём вузе, куда до сих пор иногда заезжаю по работе, в кафе, клубах и проч.) у меня тоже накопился ряд наблюдений, о которых хочется написать. В сравнении с тем временем, когда мне было столько же. Сразу оговорюсь, что так как я сам ещё далеко не старый, то под молодежью для себя я понимаю молодых людей и девушек в возрасте 14-18 лет, плюс-минус один год.

*со старческим занудством*
Значит так, по сравнению с моим временем:

- Несмотря на век прогресса, по-настоящему, продвинутых людей очень мало. К навороченным девайсам относятся потребительски, используя их только на 10-15 процентов от всех возможностей;

- К образованию относятся также потребительски. Ни о каком развитии личности тут и речи не идёт. Правда и уровень образования упал, как и требования, так что всё вполне объяснимо;

- Работать не любят, не умеют и не хотят, вообще;

- Денег как и раньше особо ни у кого не было. Все стреляют друг у друга, и платежеспособных в компании обычно 2-3 человека. Зато понтов стало намного больше. Причём даже у тех, у кого денег нет;

- Но на клубы и наркоту (трава, таблетки) денег почему-то всё также всегда хватает;

- Кстати, наркоты стали потреблять намного больше, то есть денег стало всё-таки больше;

- Девушки, кстати, пьют больше, чем мальчики;

- И курят больше тоже;

- И матерятся, кстати, тоже;

- Мальчики же называются мальчиками только по формальным признакам. По внешнему виду, характеру и поведению они мало, чем отличаются от девочек. Раньше мы таких называли задротами, а теперь оказывается задротом быть модно;

- Смотря на это всё, то понимаешь, что с таким поколением России очень скоро наступит пиздец. А учитывая, что такой молодёжи действительно очень много и что противопоставляется ей только гопота из спальных районов или депрессивных регионов страны, то понимаешь, что этот пиздец наступит ещё раньше

- А учитывая поток мигрантов далеко не из самых развитых стран, и то, с какой скоростью они у нас плодятся, то пиздец точно не минуем.

- Избежать этого пиздеца уже не хватит ни времени, ни людских ресурсов. И спасёт страну разве что, если нас захватят китайцы (ибо они более развитые, чем кавказцы или таджики) или, если человечество заменится человекоподобными роботами.

- Страшно, в общем.

Естественно из всего этого есть исключения. Но на то они и сключения, чтобы не быть правилом.

***
На первой лекции прошу, чтобы каждый студент (1 курс) написал на листочке фамилию и свои интересы - больше половины просто не знают что писать. Раньше просила указать любимые книги, фильмы и т.д. Но после прочтения этого вообще плакать хотелось.

Кстати, о мате в целом: уж не знаю, может, я в каких-то "неправильных" школах училась (Донецкая обл., Москва и военный городок в Берлине), но за все 10 лет обучения мата я не слышала. И в институте это была редкость. Лет 15 назад на матершинников в транспорте и на улице сразу набрасывались все подряд. А вот 10 лет назад в электричке - только я... А сейчас, думаю, ситуация в комментариях не нуждается.
Кстати, мой сын первое матерное слово принес из садика, когда ему было 5 лет...
http://dark-lawyer.livejournal.com/1320037.html
"Люди с клиповым мышлением элитой не станут"



О том, как меняется мышление в эпоху высоких технологий, в интервью "Росбалту" рассказала профессор, доктор психологических наук, старший научный сотрудник отдела организации научно-исследовательской работы ФГБУ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России" Рада Грановская .

— Сегодня часто говорят о том, что современное поколение детей и молодежи очень сильно отличается от предыдущих. В чем, на ваш взгляд, заключается это отличие?

— Оно связано с тем, что молодые люди сегодня по-другому воспринимают новый материал: очень быстро и в другом объеме. Например, учителя и родители стонут и плачут, что дети и современная молодежь не читают книг. Это действительно так. Многие из них не видят надобности в книгах. Они вынуждены приспосабливаться к новому типу восприятия и темпу жизни. Считается, что за последний век скорость изменений вокруг человека увеличилась в 50 раз. Вполне естественно, что возникают и другие способы переработки информации. Тем более, что они поддерживаются с помощью телевизора, компьютера, интернета.

Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир. Их восприятие — не последовательное и не текстовое. Они видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа. Для современной молодежи свойственно клиповое мышление. Люди же моего поколения, которые учились на книгах, с трудом представляют себе, как такое вообще возможно.

— Вы не могли бы привести какой-нибудь пример?

— Например, проводили такой эксперимент. Ребенок играет в компьютерную игру. Периодически ему дается инструкция на следующий шаг, где-то на три страницы текста. Рядом сидит взрослый, который, в принципе, быстро читает. Но он успевает прочитать только полстраницы, а ребенок уже обработал всю информацию и сделал следующий ход.

— И чем это объясняется?

— Когда у детей в ходе эксперимента спрашивали, как они так быстро читают, то они отвечали, что не читали весь материал. Они искали ключевые моменты, которые давали им знать, как поступить. Чтобы представить, как работает такой принцип, могу привести еще один пример. Представьте, что вам поручили в большом сундуке на чердаке найти старые галоши. Вы быстренько все выкидываете, добираетесь до галош и спускаетесь с ними. А тут какой-то дурак подходит к вам и просит перечислить все, что вы выкинули, да еще сказать, в каком порядке оно там лежало Но в вашу задачу это не входило.

Были еще эксперименты. Детям показывали картинку на определенное количество миллисекунд. И они описывали ее так: кто-то поднял что-то на кого-то. На картинке была лисица, которая стояла на задних лапах, а в передней держала сачок и замахивалась на бабочку. Вопрос в том, нужны ли были детям эти подробности, или для задачи, которую они решали, было достаточно, что "кто-то поднял что-то на кого-то". Сейчас темп поступления информации такой, что для многих задач детали не нужны. Нужен только общий рисунок.

На клиповое мышление во многом работает и школа. Детей заставляют читать книги. Но на самом деле школа построена так, что учебники не являются книгами. Ученики читают один кусочек, потом через неделю — другой, а в это время еще по кусочку из других десяти учебников. Таким образом, провозглашая чтение линейное, школа ориентируется на совсем другой принцип. Не нужно читать весь учебник подряд. Один урок, потом десять других, потом снова этот — и так далее. В итоге возникают противоречия между тем, что требует школа и что она реально предлагает.

— А о какой возрастной границе в данном случае идет речь?

— В первую очередь, такой тип мышления свойственен молодежи где-то до 20 лет. Поколение, представителям которого сейчас 20–35 лет, можно сказать, находится на стыке.

— Неужели всем современным детям и молодежи свойственно клиповое мышление?

— Большинству. Но, конечно, сохраняется определенное количество детей с последовательным типом мышления, которым нужен монотонный и последовательный объем информации, чтобы прийти к какому-то заключению.

— А от чего зависит, какой у ребенка будет развиваться тип мышления, последовательный или клиповый?

— Это зависит во многом от темперамента. Флегматики, скорее, склонны к восприятию больших объемов информации. Это также зависит от среды, от задач, которые она предлагает, от того, в каком темпе они поступают. Неслучайно людей старого типа психологи называют людьми книги, а нового — людьми экрана.

— И что для них характерно?

— Очень большая скорость включения. Они обладают возможностью одновременно читать, посылать смс, звонить кому-то — в общем, делать многие вещи параллельно. И ситуация в мире такова, что таких людей требуется все больше. Потому что сегодня замедленная реакция при любой квалификации не есть качество положительное. Только некоторым специалистам и в исключительных ситуациях необходима работа с большим объемом информации.

Еще немецкий промышленник Крупп писал, что если бы перед ним стояла задача разорить конкурентов, он бы просто предоставил им самых высококвалифицированных специалистов. Потому что они не начинают работать, пока не получают и не обработают 100% информации. А к тому времени, когда они ее получают, решение, которое от них требуется, становится уже не актуальным.

Быстрая реакция, пусть и не достаточно точная, в большинстве случаев сейчас важнее. Все ускорилось. Изменилась система технического производства. Еще 50-60 лет назад машина состояла, скажем, из 500 деталей. И нужен был очень хороший, квалифицированный специалист, который нашел бы конкретную деталь и быстро заменил. Теперь технику преимущественно делают из блоков. Если есть поломка в каком-то блоке, его целиком вынимают, а потом быстро вставляют другой. Такой квалификации, как раньше, для этого уже не нужно. И эта идея быстроты сегодня проникает повсюду. Сейчас главный показатель — скорость.

— Получается, что сегодня люди учатся быстрее реагировать на поставленные перед ними задачи. А есть ли здесь обратная сторона медали?

— Происходит снижение квалификации. Люди с клиповым мышлением не могут проводить глубокий логический анализ и не могут решать достаточно сложные задачи.

И здесь я бы хотела обратить внимание на то, что сейчас происходит интересное расслоение. Очень небольшой процент состоятельных и профессионально продвинутых людей обучают своих детей преимущественно без компьютера, требуют, чтобы они занимались классической музыкой и подходящими видами спорта. То есть, по сути, дают им образование по старому принципу, который способствует формированию последовательного, а не клипового мышления. Яркий пример — основатель компании Apple Стив Джоббс всегда ограничивал количество современных устройств, которые дети используют дома.

— Но ведь очень многое зависит и от среды, в которой воспитываются дети. Могут ли родители как-то повлиять на то, чтобы при всей нынешней вовлеченности в мир современных устройств у ребенка развивалось не только клиповое мышление, но и традиционное, последовательное?

— Конечно, могут. Надо, в первую очередь, стараться расширить их круг общения. Именно живое общение дает нечто невосполнимое.

— В начале беседы вы упомянули о том, что книги читают все меньше. На ваш взгляд, означает ли это, что век массовой книги подходит к концу?

— К сожалению, во многом это так. В одной из американских статей я недавно прочитала совет для преподавателей вузов: "не рекомендуйте своим слушателям книги, а рекомендуйте главу из книги, а лучше параграф". Гораздо меньше шансов, что книгу возьмут в руки, если ее порекомендуют прочесть целиком. Продавцы в магазинах обращают внимание, что книги толще трехсот страниц редко покупают и даже рассматривают. И вопрос не в цене. Дело в том, что люди внутри себя перераспределили время на разные виды занятий. Они лучше посидят в социальных сетях, чем будут читать книжку. Это им интересней. Люди уходят в другие виды развлечений.

— Насколько я понимаю, клиповое мышление – это неизбежное следствие развития современного общества, и повернуть этот процесс вспять невозможно?

— Правильно, это направление цивилизации. Но, тем не менее, надо понимать, к чему это ведет. Те, кто пошел по линии клипового мышления, элитой уже никогда не станут. Идет расслоение общества, очень глубокое. Так что те, кто позволяет своим детям часами сидеть за компьютером, готовят для них не самое лучшее будущее.

отсюда: http://www.rosbalt.ru/piter/2015/03/28/1382125.html
Нынешние школьники - Хаос в головах.

"всё должно вдруг стать относительно, невнятно, амбивалентно "


Отзвенели по школам последние звонки, через месяц разойдутся выпускники по дорогам взрослой жизни. С каким багажом отправляются они в путь? Я даже не столько о знаниях, умениях и навыках, прозванных из суеты «компетентностями» - я о другом багаже. О багаже идейном. Об идеологии. О верованиях: ведь идеология – это и есть род светской религии. Вот как с этим?

Смотрю на них, таких весёлых, элегантно-раскованных, продуманно одетых, стоящих на последней школьной линейке, и пытаюсь прозреть в тумане времени, что ждёт их, наших выросших детей. И чего можно ждать от них? Как пелось в песне, звучавшей в моё давнее-предавнее детство: «Мальчишки, мальчишки, что будет у вас впереди?». Время сегодня тревожное, тучи над городом встали – и не желают уходить с нашего горизонта. Пролетевший над Москвою ураган похож на развёрнутую метафору того, что нас ждёт и нам грозит. В такое время нужна твёрдость духа и ясность мысли. Есть она? Вот тут большие сомнения.

В головах молодого поколения – каша. Винегрет, где перемешано всё со всем. И вовсе не потому, что плохо учили или учились (хотя и это было), а потому что так и задумано. Каша-винегрет – это и есть управляемый хаос. Он создаётся, разрабатывается и закачивается в незрелые мозги подрастающего поколения.

Для того, чтобы создать управляемый хаос в стране, надо прежде создать его в мозгах населения, потому что все дела начинаются в сознании, в голове.

Прежде всего, должно быть непонятно, кто друг, а кто враг. Всё должно вдруг стать относительно, невнятно, амбивалентно.


Мы вроде как патриоты, носим ленточки, и рассказываем, сколь велик был Советский Союз и какой геополитической катастрофой был его развал, в ту же самую минуту приходим в восторг от блистательной перспективы: следующий год может быть объявлен годом Солженицына. Того самого, кто Советский Союз проклинал и разваливал с помощью тех, кого называют нашими геополитическими противниками. А вдова Солженицына – нынче главнейший эксперт по литературе в школе. И то сказать, она без дела не сидела, а адаптировала для школьного чтения «Архипелаг Гулаг», о котором вроде как давно уж установлено, что там, мягко сказать, много вымышленных и произвольных фактов. Тогда зачем его «проходить»? – спросит наивный школьник-ботаник. Нет ответа.

Изображение

Вот школьники изучают близкое прошлое – Перестройку. Им прямо и открыто рассказывают о руководящей роли Горбачёва и Ельцина в развале нашей страны. А потом они узнают об открытии Ельцин-центра, почестях, которыми осыпан Горбачёв, о государственных наградах вдовы Ельцина. А ещё раньше Президент выражал государственное соболезнование по случаю смерти главной антисоветчицы, покровительствуемой ЦРУ Новодворской.

Выходит, все эти люди действовали правильно? Ах нет? Тогда за что же их хвалят и превозносят? Тут что-то не так, - соображает школьник. А как правильно?

И тут начинается самое интересное. Ему, школьнику дают понять, что ничего правильного - нет. И неправильного тоже нет. И вообще никакой истины нет. Есть просто разные взгляды. Мнения. Ты, парень, тоже можешь иметь мнение – любое. Какое хочешь – такое и имей: выбирай на вкус. Вон их сколько, мнений – только интернет раскрой. Истина заменилась мнением. Так полагается в демократических странах в эпоху универсального прогресса и прав человека. Как сказала мне одна школьница, тут как в одежде: раньше все носили то, что в моде, а теперь – кто что хочет.

Отстаивать собственное мнение? Ну, можно, конечно, но только так, понарошку, в порядке ток-шоу, а вовсе не потому, что кто-то хочет утвердить какую-то истину. Истина, а равно и идейная борьба – это, сынок, прошлый век.

Так и детей учат. В ЕГЭ прямо такие задания даются: найди аргументы «за» и найди аргументы «против». Это считается воспитанием толерантности и разностороннего взгляда на предмет. А на самом деле, это отучает от поиска и утверждения истины. Так, знаете, ненавязчиво и словно бы невзначай.

Разносторонность – дело неплохое. Но нынешняя разносторонность приводит к полной идейной и умственной невнятице. И мало что невнятице. Дело обстоит гораздо хуже.

Известен давний опыт с собакой Павлова. Если пса приучить на один сигнал получать пищу, а на другой удар током, а потом совместить или перепутать эти сигналы – он впадает в тупое равнодушие.

Ровно так и в области идей.

Если говорят, что Советский Союз – это прекрасно, а потом награждают и чествуют его разрушителей, то молодые люди реагируют единственно возможным способом: «А пошли вы все!». И, как та давняя собака, впадают в тупое равнодушие, погружаясь в развлекалово и мелкие делишки. Кого и от кого они будут защищать и отстаивать в той войне, которая уже развязана против нас?

Те самые деды, которые отстояли когда-то страну и которых мы сегодня многоречиво благодарим за Победу, не были толерантными и разносторонними. Да, их мышление было во многом обеднённым и чёрно-белым, но они знали истину и были способны отстаивать свою страну. И отстояли. И отстроили. Сумеют ли нынешние?

http://zavtra.ru/blogs/upravlyaemij_haos_v_golovah

« Образование.

tumblr hit counter