Почерк, ручка, письмо. Чистописание - ступенька к интеллекту.

bukived »

Зачем убили чистописание?

Рассказчик Михаил Величко
Длительность 6 мин

Почему в школах отменили чистописание и ввели другой стандарт почерка.
При правильном обучении письму у ребёнка развиваются мозговые центры, которые затем используются для решения других задач.

Изображение

Смотреть http://poznavatelnoe.tv/velichko_chisto ... roup-video
Слушать http://poznavatelnoe.tv/velichko_chisto ... oup-listen
Читать http://poznavatelnoe.tv/velichko_chisto ... group-read
Скачать http://poznavatelnoe.tv/velichko_chisto ... p-download


Текст.
Михаил Величко: Если вернуться опять же, ко временам советской школы, то советская школа с чего начинала процесс обучения?

Артём Войтенков: Читать-писать.

Михаил Величко: Читать-писать. Чем писали? Сначала писали перьевой ручкой с открытым пером.

Реплика: Карандашом сначала писали.

Михаил Величко: Нет, карандашом писали по бедности в двадцатые-тридцатые годы. А когда бедность была преодолена, то писали сначала ручкой-вставочкой со специфическим пером, а потом, когда стали массово производить авторучки с чернильным резервуаром, стали писать ручками с открытым пером. Иные пишущие средства в первом классе были запрещены. Если вы пороетесь в интернете, вы найдёте стандарт почерка, который предлагался прописями в пятидесятые, начале шестидесятых годов. И найдёте стандарт почерка, который предполагался к освоению в семидесятые годы, и по настоящее время.

Вот стандарт почерка пятидесятых, шестидесятых годов (а чистописание было до пятого класса) был согласован с биомеханикой человека.
В каком аспекте?
Нормальный режим работы мышц: напряжение-расслабление, напряжение-расслабление - циклика. И почерк был таким, что, если вы ведёте линию вниз, вы должны нажимать, если вы ведёте линию вверх, вы должны отпустить руку. То есть, шла вот эта естественная биоритмика. Микродвижения руки компенсировались тем, что перо было упругим, и оно воспринимало нагрузку от руки. Кроме того, чернила стекали сами на бумагу. И, в общем-то, вырабатывалась мелкая моторика письма. Мелкая моторика, когда развивается, она тянет за собой развитие структур головного мозга. Многие структуры коры головного мозга универсальны в аспекте обработки информации. То есть, им всё равно, какую информацию обрабатывать, связанную с кинематикой тела, или чего-то интеллектуально заумное.

Что произошло потом? Почерк оптимизировали. Почерк стал ориентирован на безотрывность письма - исчезли всяческие завитушки и волнушки, которые были в почерке образца пятидесятых годов, так называемые, украшающие элементы. В принципе, этот почерк позволяет писать быстрее, нежели тот почерк, который сложился в эпоху девятнадцатого века, и перешёл в советскую эпоху, и был до середины шестидесятых годов.

В чём коварство и лукавство? Коварство и лукавство состоит в том, что процесс обучения письму начинается шариковой ручкой сразу. Шариковая ручка не может писать, если вы на неё не давите. Если вы на неё давите, а предлагаемый вам почерк ориентирован на безотрывность, то мышцы находятся в статическом напряжении. Статическое напряжение для мышц, это противоестественно. Это что-то временное, но этого не должно быть на протяжении десятков минут и более.

А дальше возникают такие вещи: как только возникли где-то статические напряжения мышц, сразу какие-то интеллектуальные мощности отключились. Если статические напряжения мышц имеют место на протяжении длительного времени, то автоматика, физиология организма начинает от этого защищаться, как судорожное дрожание. Если судорожное дрожание входит в почерк, то почерк становится неразборчивым, некрасивым, и если вы посмотрите конспекты студентов большинства вузов, то в одном слове буквы разных размеров, почерков красивых нет, и очень много почерков, которые в состоянии прочитать только сам автор текста.

Артём Войтенков: А иногда даже и он не в состоянии.

Михаил Величко: Бывает и такое, что и он не в состоянии. Дальше получается так, что когда мы учились, то по любому предмету был в порядке вещей конспект, близкий к стенограмме лекции. Сейчас студенты, входя в вуз с клиповым сознанием, через две-три минуты утрачивают нить повествования, и они просто физически не в состоянии реализовать запись лекции так, чтобы спустя неделю они могли распаковать свои тезисы, и изложить содержание лекции, если не с пониманием вопроса, то хотя бы близко к тексту, чтобы был предмет для разговора на практическом занятии.

Вот таковы итоги реформы образования средней школы и высшей школы. И эти итоги не сулят никаких перспектив научно-технического прогресса стране. Не сулят перспектив решения проблем, потому что выпускники средней и высшей школы в большинстве своём не в состоянии чувствовать жизнь, и не в состоянии думать. Думать, в каком смысле? Выявлять проблемы и находить пути и способы их решения по своей инициативе.

bukived »

"Все происходит гармонично, появляется внутреннее спокойствие"

В социальную сеть недавно выложили школьную тетрадь ученика первого класса 1964 года, являющуюся просто образцом каллиграфического почерка. Плавные линии — одна к одной, все завитки и крючки четко прописаны, твердые штрихи чередуются с мягкими…

Пользователи не преминули выразить восторг: «Вот это культура письма!», «Умели ставить руку в советской школе!», «Современным детям это не под силу, они пишут как кура лапой».

Но, дело не только в эстетике. Искусство красивого и изящного письма развивает мелкую моторику, что, в свою очередь, является стимулом для интеллектуального развития ученика. А пластика усилий и расслаблений при письме перьевой ручкой соответствует нашему внутреннему ритму.

В России есть немало школ, которые работают по здоровьесберегающим технологиям, разработанным доктором и педагогом-новатором Владимиром Базарным.

Каково это — писать пером в ритме биения сердца, решила проверить спецкор «МК», для чего отправилась в земскую гимназию — муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха.

Изображение

Образцовая тетрадь ученика первого класса 1964 года вызвала шквал отзывов в Интернете. Пользователи разделились на два лагеря.

Одни сожалели, что каллиграфия незаслуженно забыта, что вместе с ней из школ ушла культура письма.

«Недавно на почте заполняла бланк на посылку, приемщица заметила: «Какой четкий, красивый почерк. Сейчас редко кто так пишет». А я из той, еще советской школы, где под чистописание отводили большое количество часов, — делится Людмила Васильевна. — Это то хорошее, что досталось нам в наследство от царской России. Прописи были нашей настольной книгой. Заставляя по сотне раз выводить пером одни и те же крючки и петельки, у нас вырабатывали усидчивость и концентрацию внимания. Мне 74 года, а я, как бы ни торопилась, всегда пишу четко и ровно. По-другому не могу, так научили».

«Перечитал вчера письма деда, адресованные бабушке, и записки отца, которые он писал маме в роддом. В эпоху чернильных ручек, похоже, у всех был отличный почерк. В рукописных текстах лучше чувствуются эмоции, которые переживали близкие»,

Многие в ленте сходились во мнении, что каллиграфия — это еще и приобщение к красоте. «Сейчас эта «буржуазная дисциплина» исчезла из школьной программы. Что в результате? У меня дочь — учитель русского языка и литературы. Проверяя дома тетради, иной раз показывает мне сочинения учеников. Мы вдвоем не можем разобрать почерк детей. Я считаю, что косое, неразборчивое письмо — это в чем-то неуважение к учителю. Каллиграфия в свою время «дисциплинировала» руку и учеников в целом»

Собеседники в ленте сетовали, что каллиграфию сейчас можно встретить только на логотипах, отпечатанных открытках и в надписях на памятниках на кладбище…

Среди пользователей было немало тех, кто по собственной инициативе начал изучать каллиграфию.

«Свой почерк у меня неважный, а когда беру в руки перо, пишу очень красиво, — признается Анна. — Пока вывожу букву за буквой, полностью успокаиваюсь. Для меня занятие каллиграфией — это и творчество, и профилактика стресса».



Оппоненты спрашивали: «Зачем ныне умение красиво писать?» «Зачем сейчас вообще нужна ручка, когда есть «клава» (клавиатура на компьютере. — Авт.), электронная почта и принтер? В Америке, например, в некоторых штатах чистописание вообще переведено в разряд необязательных предметов».

Зато в Германии письмо перьевой ручкой в начальной школе закреплено федеральным законом. Считается, что чернила в ней подаются в пишущий узел плавно, дети меньше устают, пишут более осознанно и концентрированно.

Чтобы понять, что еще очень важное закладывается в раннем возрасте вместе с умением красиво писать, я отправилась в земскую гимназию, в подмосковную Балашиху.

Изображение

«Обучение в движении»

Школа это муниципальная, но очень необычная. Идею земской школы, которые ранее действовали в сельской местности в земских губерниях, подсказал организаторам писатель и общественный деятель Александр Солженицын.

— Обучение у нас осуществляется с соблюдением таких принципов, как народность и духовность, — говорит директор Галина Викторовна Кравченко. — Во главу угла мы ставим воспитание и здоровьесбережение учеников.

Школяры осваивают знания по особым технологиям, разработанным педагогом-новатором, доктором медицинских наук Владимиром Базарным. В итоге ученики в процессе учебы не только сохраняют, но и укрепляют свое здоровье.

В этой гимназии никто не скажет ученикам на уроке: «Не вертись!», «Сиди смирно!». Система Базарного построена на раскрепощении.

— В обычной школе детей заставляют часами сидеть в одной позе, склонившись над партой. Но уже доказано, что при обездвиживании геном не работает, — говорит автор метода, академик Российской академии творческой педагогики, руководитель научно-внедренческой лаборатории Владимир Базарный. — При многочасовом сидении ионы кальция выпадают в соли кальция, а это путь к атеросклерозу. Поэтому у нас уроки проходят в движении.

Половина урока часть учеников сидит за партами, другая часть — стоит за конторками, которые напоминают трибуны для выступлений со сцены. Обувь дети при этом снимают. Стоят в носках на специальных массажных ковриках, сплетенных из мелких деревянных шариков.

Через 20 минут звучит звонок — фрагмент из классического произведения, — и ученики встают на зарядку. Она особенная. Идет разминка не только мышечно-телесная, но и выполняются упражнения для глаз.

Потолки в кабинетах гимназии все разлинованы. Штрихпунктирными линиями нанесены овалы красного и зеленого цветов, квадраты желтого и восьмерки синего. По ним ученики и следят — водят на разминке глазами.

Зарядку проводят сами школьники. Когда мы заглянули на урок немецкого языка, ученик, выполняя упражнения на зрительную координацию, подавал команды одноклассникам на немецком. Такой вот офтальмологический тренажер.

После зарядки те, кто сидел за партами и стоял за конторками, меняются местами.

— У нас происходит обучение в движении, — говорит заместитель директора по воспитательной работе Марина Анатольевна Боярчук. — Есть те, кто говорит: «Можно я не буду садиться?» А есть дети медлительные, им хотелось бы, конечно, подольше посидеть. Но необходимость требует для всех сесть-встать. Около конторки можно поменять позу, походить рядом с ней, присесть, помассировать ноги. При таком методе у учеников не нарушается осанка и не замедляется рост.

При этом вся школьная мебель регулируется под рост ребенка.

— Заметили на двери при входе в кабинеты цветные наклейки? — спрашивает Галина Викторовна Кравченко. — Это ростовые ленты. Ребята встают рядом, измеряют свой рост и выбирают ту парту и конторку, которые помечены тем же цветом.

Изображение

«Шарики за ролики»

Второй важный момент — все ученики гимназии пишут перьевыми ручками. В чернильницы перья, конечно, не макают. В арсенале у школяров современные ручки с металлическим пером и сменными чернильными картриджами.

Учителя говорят, что перо требуется держать под определенным углом, в нужной позиции, иначе ручка просто не будет писать. И таким образом кисть ребенка приручается к правильному положению руки.

— Перьевые ручки очень важны, — говорит в свою очередь академик Владимир Базарный. — Наша внутренняя жизнь устроена по ритмическому строю. Это и импульс мозга, и частота дыхания, и биение сердца… И этим ритмам как раз отвечает утонченное, каллиграфическое импульсно-нажимное письмо.

По мнению ученого, в процессе письма перьевой ручкой ребенок постепенно вырабатывает моторный автоматизм, сообразный природе его эндогенных биоритмов: чередования усилий — нажимов и расслаблений — отрывов.

— Наш мозг — это итог совершенствования функциональных способностей руки и речевых мышц. Наши пальцы сотни тысяч лет, как спицы, вяжут ажурную вязь. Только вязь эта — наша нейродинамика мозга.

Владимир Базарный предлагает использовать перьевую ручку не все школьные годы. По мнению ученого, главное — выработать ритмику, пластику усилий и расслаблений. Потом этот ритм сохраняется при использовании любой ручки.

Но шариковую ручку, массовое производство которой в Советском Союзе началось осенью 1965 года на швейцарском оборудовании, Базарный считает для младших школьников абсолютным злом.

— Сегодня во главу угла поставили скоропись и скорочтение. Ребенка за уши потянули за скоростной информатизацией без учета его потенциала и развития. Что такое шариковая ручка с ее безотрывным письмом? Зайдите сегодня в школу, посмотрите, как дети ими пишут. Сидят все скрюченные, напряженные. Потрогайте их мышцы живота и спины. Они же окаменелые! При безотрывном письме, при постоянной мышечной напряженности угнетается и разрушается ритмическая основа в организации непроизвольной моторики. Отсюда у современных детей боли в спине и куча болезней. Как только ввели шариковые ручки, многие психологи и психиатры стали бить в набат. У детей упали учебно-познавательные способности, изменились психика, интеллект. Такая вот трагедия на кончике пера.

Учителя гимназии всецело поддерживают Базарного.

— Перьевыми ручками ученики пишут более осознанно и грамотно, темп замедляется, есть время на обдумывание, — говорит преподаватель истории и обществознания Ирина Николаевна Павлова. — Частота нажатий на перо совпадает с биением сердца. Все происходит гармонично, появляется внутреннее спокойствие.

Мне приходилось наблюдать, как дети настолько давят на шариковую ручку, что след от нее отпечатывается аж на трех-четырех страницах.

— Перьевая ручка же не предполагает таких усилий, она сама скользит по бумаге очень плавно. При этом снимается нагрузка с руки, — говорит преподаватель Павел Николаевич Лозбенев.

Я сама в школьном музее попробовала писать перьевой ручкой, окуная ее в чернильницу. Сначала буквально скребла металлом по бумаге. Потом интуитивно нашла нужный наклон и определила то количество чернил, которое требовалось, чтобы не посадить кляксу. Скользящее по бумаге перо само подсказывало, где нужно было надавить, чтобы получилась более толстая линия, а где ослабить нажим. В результате вывела: «В ворота гостиницы губернского города въехала рессорная бричка…» Рука на самом деле не напрягалась, за каждым нажимом следовала легкая, волосная линия, во время которой рука отдыхала. Оторваться от завораживающего письма было сложно, но меня ждали ученики.

Изображение

«Мальчики предлагают сюжет, а девочки — описание»

Еще одна особенность гимназии — раздельные классы для мальчиков и девочек.

По мнению Базарного, девочки в начале обучения на 2–3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. Их нельзя смешивать в классах по календарному возрасту.

— Согласно исследованиям, если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то у одних мальчишек формируются женские черты характера: прилежность, послушание, усидчивость, стремление услужить, понравиться, отсутствие протестных установок. У других мальчиков складывается комплекс невротического неудачника, — считает академик Владимир Базарный. — Самое саморазрушительное переживание для мальчиков — быть слабее девочек.

Поэтому для них лучше учиться раздельно.

— По этой программе мы работаем уже 15 лет, — говорит директор гимназии — Содержание образования одинаковое, а требования разные. Что касается мальчиков, мы учитываем, что они следуют инструкции, не любят повторений, долгих объяснений. Им импонирует смена событий, всевозможные соревнования, они любят самостоятельно искать новые пути, быть первооткрывателями. У девочек все по-другому. Им нужно подробно объяснять тему, приводить примеры и только потом предложить решить задачку. Или, например, по литературе мальчики предлагают, как правило, сюжет, а девочки — описание.

Раздельно-параллельное обучение с большим воодушевлением поддержала побывавшая в гимназии княгиня Ольга Николаевна Куликовская-Романова (вдова Тихона Куликовского-Романова — родного племянника Николая II).

Учителя считают, что в раздельных классах дети лучше развиваются. Особенно это касается мальчиков, которые принимают мужскую модель поведения.

— Девочки в младших классах развиваются быстрее, но мальчишки зато потом «выстреливают», — считает преподаватель

— Я веду уроки в классах мальчиков и девочек. Они действительно по-разному взрослеют, и уроки мы строим по-разному, — поддерживает коллегу преподаватель истории

Заместитель директора по воспитательной работе признается, что любит больше работать в классе мальчиков

— Парни, как мне кажется, более искренние, жалостливые, активные, открытые. Они очень надежные, принципиальные, самостоятельные, правдивые, — говорит Марина Анатольевна. — У девочек среднего и старшего возраста чаще бывает, что думают они одно, говорят другое, а поступают совершенно другим образом.

Учителя говорят, что даже литературу для внеклассного чтения они стараются подбирать с учетом гендерных особенностей детей.

— Для мальчиков рекомендуем произведения, где есть примеры чести, совести, благородства, силы духа, мужества, — говорит Марина Анатольевна. — Для девочек подбираем книги, где есть примеры чистоты, девичьей скромности, трудолюбия, женской верности. Когда у нас проходят совместные мероприятия, а это праздники, вечера, спектакли, поездки, мы это все разумно сочетаем.

— А я больше люблю классы девочек, — говорит преподаватель
— Девочки — это непостижимый мир женской логики и интуиции. Мне очень интересно наблюдать, как они взрослеют и хорошеют, как у них меняются акценты.

Своими наблюдениями также делится преподаватель истории и обществознания

— Мальчишки быстрее схватывают мысль, умеют хорошо анализировать и сравнивать. Дисциплину в классе мальчиков всегда наладить проще. У девочек урок проходит более размеренно, с ними приходится отвлекаться. Могут обидеться, и мне приходится их успокаивать. Мальчишки же пошутили друг над другом, посмеялись, тут же забыли, начали дальше работать.

Дискуссию продолжает преподаватель английского языка :

— Мальчики на самом деле здорово конкурируют между собой. Они все хотят быть лидерами, в отличие от девочек. С девочками работать труднее. Например, если одна из них не знает ответ на какой-то вопрос, молчат все. Девочки боятся ошибиться, они очень эмоционально и остро реагируют на неудачу.

Кстати, особую роль в жизни гимназии играет Совет отцов. И собрания в классах здесь проводят сами родители. Как и утверждают меню в столовой, которую в гимназии называют трапезной. У детей есть возможность заранее выбрать себе блюдо по вкусу.

За здоровьем гимназистов скрупулезно следят. Ученики регулярно проходят экспресс-диагностику. Гимназию курирует НИИ гигиены детей и подростков.

— У нас дети в четыре раза реже болеют, — говорит Владимир Базарный. — Они быстрее растут. К выпускному классу средний рост парней составляет 182 сантиметра. У них нет сколиоза, сохраняется и даже улучшается зрение.

По «Базарному» в России и ближнем зарубежье работают свыше тысячи школ и детских садов, в одной только Республике Коми — 490 образовательных учреждений. Сейчас метод активно внедряется в школы Азербайджана. В то время как в Москве по здоровьесберегающим технологиям Базарного работает только одна-единственная школа №760 имени Маресьева.

bukived »

Владимир Базарный о ручке перьевой и шариковой
23я минута https://www.youtube.com/watch?v=NsCg6Ox-cKA
Система образования против здоровья детей. Как школа намеренно портит здоровье и психику ребёнка. Часть 1 ( Владимир Базарный)

Базарный дело говорит, но, к сожалению, манера его базара весьма сложна для восприятия...
он не лектор, а хирург.
Висцеральные терапевты 9 из 10 заболеваний лечат путём устранения в теле застоев, зажимов, восстановления кровотока и лимфотока. Поголовно у населения обескровлены седалищная область, таз, зажата шея. Так что всё правда, стоит прислушиваться.
Все женщины сидят в психологически закрытых позах, кое-как дождались конца экзекуционной лекции!


Сайт Владимира Базарного: http://www.bazarny.ru

bukived »

Почему исчезла каллиграфия из современных букварей?

Когда я стала изучать учебники Букварь за 1959, 1962 , 1980 и 2011. Я увидела тенденцию, что каллиграфию просто исключили из учебного процесса. Тогда я задалась вопросом, почему? И вот что я нашла в интернете:

В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, – начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали, какие методики можно использовать в данном регионе и в данной культуре для подготовки специалистов будущего в разных направлениях.
Программа длилась долго. Её финансировали более 10 лет. Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий.

Вот ещё один интересный факт из современной японской жизни. Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. И ведь никто не сможет поспорить с тем, что японцы – самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок. Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии. Но совершенно очевидно, что это – следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации.

...

Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью.
...

Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю.


...
В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века. Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент – основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса. Ученикам запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой. Любой урок начинался с 15 минут занятий каллиграфией.

Результат был очевиден уже к 7–8-му классу. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, четкой и упорядоченной была форма письма. У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга, получали гранты на обучение за границей. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность.

Художники дают каллиграфии разнообразные поэтичные сравнения и определения. Одни видят в искусно прописанных буквах застывшую музыку и её ритм, другие – пластику танца.

Показания этой кардиограммы когда-то свидетельствовали о здоровом сердечном ритме эпохи. Сегодняшние сбивчивые линии и неритмичные амплитуды фиксируют скорее тяжелую стадию болезни.


Ниже представленны различные старинные и современные прописи:

Курс каллиграфии и конторской скорописи в шести отделах - 1915.pdf

Наглядные уроки письма_ Флеров.pdf
Большая пропись.docx
большая книга подготовки руки к письму.docx
Образы художественных шрифтов и рамок _Котляров.pdf
Скачать всё вместе
Ссылка на старинные прописи: http://expositions.nlr.ru/rusautograph/propisi/


Источник: http://www.kramola.info/vesti/protivost ... alligrafii

bukived »

Как исправить детский почерк?


Хуже всего – ругать ребёнка и заставлять его переписывать всё по несколько раз. Если толк и будет, то чадо вскоре всё равно возненавидит и школу, и чистописание. Поэтому действуем иначе.

Анализ почерка

Попросите ребёнка записать несколько предложений. Первое, что обычно сразу бросается в глаза, если почерк «хромает», – это «разнокалиберность»: наклон букв, их размер, нажим на бумагу постоянно изменяются. Вместо того, чтобы находиться на одной линии, строчки, написанные вашим чадом, могут «уезжать» вниз или вверх. Бывает так, что школьник не ориентируется на странице, пишет не на конкретной рабочей строке, а в любом месте листа, как бог на душу положит. Так же родителей и педагогов расстраивают неравномерные расстояния между буквами и словами, отсутствие четких линий (будто писали на неровной поверхности).

Выявление и устранение причин

Они могут быть абсолютно разные:

Самая распространённая причина плохого почерка, как ни странно, неумение принимать правильную позу при письме. Школьник твердо должен знать, как правильно сидеть, как держать ручку и как должна лежать тетрадь. Помогите довести соблюдение надлежащих требований до автоматизма.

Иногда дело в отсутствии толкового объяснения. Необходимо показать (медленно) и описать (спокойно), что нужно делать. Подчеркнуть, что водить надо не кончиками пальцев, а всей рукой от плеча. В самом начале стоит написать несколько строк вместе с ребёнком, взяв его кисть в свою. Пусть усвоятся правильные движения. Потом садитесь рядом и внимательно следите за каждым движением руки, комментируя (тактично): «Ведём вниз/вверх, тянем, закругляем, верхнее/нижнее соединение, в конце предложения ставим точку». Именно таким образом, постепенно и настойчиво, вы сможете выиграть борьбу за внимательность и аккуратность.

Бывает, что у ребёнка нет мотивации. Найдите поводы создавать понятный рукописный текст: бытовая записка папе, список необходимых покупок, поздравительные открытки и письма. Для занятий письмом подбирайте веселые и познавательные задания, выберите вместе с ребёнком удобные и самые красивые письменные принадлежности. Чаще поощряйте и хвалите своего ученика.

Поразмыслив основательно, вы можете обнаружить, что на почерк вашего ребенка влияют самые неожиданные факторы. Например, сосед-левша, с которым он сидит за партой и постоянно сталкивается локтями; ребристая ручка, от нее постоянно болит вмятинка на пальце; форма стола, круглый стол не даст возможности положить руку, как следует, локоть будет висеть. Похожее развитие событий будет и в случае, если на парте недостаточно места и тетрадь невозможно развернуть должным образом. Сами дети таких нюансов не заметят, помогите им.


Налаживание тренировок

Для полноценного освоения навыков письма требуется согласованная работа пятидесяти мышц, поэтому нужно постоянно тренировать детские пальчики. Полезными будут занятия с конструктором, мозаикой, пазлами, рисование, аппликационные работы, тренировки с эспандером, игры с песком, пальчиковые игры и гимнастика для пальцев рук.

Второй шаг – это хобби, способствующее развитию мелкой моторики. К таким относятся бисероплетение, вышивание, плетение резинками, вязание, макраме, лепка из глины или соленого теста, выжигание по дереву, чеканка. Игра на многих музыкальных инструментах также приносит огромную пользу в процессе освоения навыков письма.

Работайте по прописям с готовыми образцами почерка. Продается множество недорогих, но очень грамотно составленных пособий. Готовую тетрадь с упражнениями можно скачать с Интернета. Но принцип «чем больше, тем лучше», здесь не подходит. Старайтесь добиться того, чтобы полученный результат полностью соответствовал пропечатанному образцу, пусть это будет очень медленно. Зато научившись, ребенок сможет ускорить темп письма без ущерба для качества. Каждый день на исправление почерка нужно отводить полчаса. И это не должно быть письмо на уроках в школе, или выполнение домашних заданий. Заниматься почерком придется отдельно.

Научите ребенка штриховать. В раскрасках не раскрашивайте картинки, а заштриховывайте, меняя расстояние между штрихами, наклон и виды штриховки. Дайте школьнику представление о параллельных прямых (одна из серий «Ералаша» посвящена этому вопросу). Подчеркните, что все «ножки» и «спинки» у буковок расположены параллельно. Некоторые буквы могут отставлять ногу в сторону, будто ставя ее на пятку, но никогда буквы «не скрещивают ног».

Переписывайте тексты, желательно, чтобы это были недлинные, динамичные истории с интересной концовкой. Можно выписывать высказывания известных людей, сочинять стихи и сказки. Для тренировки подойдут тетради со вспомогательными линями, в них легче соблюдать правильные пропорции букв. Рекомендуется завести дневник, песенник или анкету для друзей, уж там-то ребёнку наверняка захочется соблюдать чистоту и «наводить красоту».

Обеспечьте психологический комфорт. Важно научить школьника относиться к письму как занятию спокойно, без напряжения. Имейте в виду, что в процессе переучивания почерк неминуемо портится, скорость письма снижается, а ребёнок нервничает, так как недоволен результатами своей работы. Дайте ему право на ошибку.

« Образование.

tumblr hit counter