Почему люди смеялись и улыбались в послевоенном СССР ?

Ответить
[*] На днях по ТВ опять мелькнул сюжет про Эдуарда Хиля (он же «Mr.Trololo»). Для тех, кто не в курсе, расскажу. Несколько месяцев назад некие американцы обнаружили выложенный в Сети ролик, где певец исполняет вокализ. При этом у него невероятно довольное лицо, как будто с каждым новым «тро-ло-ло» он получает невидимую миру положительную энергию. (Кое-кто даже шутил по поводу особых грибочков, «колёс» и травки). Это самое трололо так поразило людей, что скоро сделалось популярным на Западе. Я бы им для политкорректного равновесия предложила бы ещё Кола Бельды - тоже был радостный человек. Но я поведу речь вовсе не об этом, а о том, что в 1960-е годы улыбка, смех без особых причин были нормальным, естественным состоянием человека, причём никаких грибочков у 99,99% советских людей не было и в помине. Помните культовую песенку эпохи:

«Бывает всё на свете хорошо,-
В чём дело, сразу не поймешь,
А просто летний дождь прошёл,
Нормальный летний дождь».


Изображение

Понимаете, всё на свете хорошо, хотя, вроде бы всё буднично. Автор текста, Геннадий Шпаликов, сочинил этот стихотворение на раз-два, лишь бы отвязаться. Но именно поэтому у него получилось самое точное выражение эпохи. Он просто записал то, что видел. Смех 1960-х - это не сатира (хотя, и её тоже хватало) и не усмешка циника, а именно - здоровая реакция на ощущение полновесного счастья. Тогда люди шутили потому, что они сама энергетика эпохи располагала к шуткам. Сама формулировка - «физики шутят» была по сути констатацией факта. Травка - зеленеет, солнышко - блестит, а физики - шутят.

Изображение Изображение Изображение
[*]Посередине - фотка из журнала «Кругозор»-1966.

Почему люди радовались? В их жизни было удивительное сочетание солнечного Настоящего, которое проживалось в ожидании ещё более счастливого Будущего. Это не было предвкушение праздника, как, скажем, в конце 1980-х, это был самый настоящий праздник, который преподносился как Первая Часть Мерлезонского Балета. А вторая обещала быть вдвое, втрое красочнее первой. Культовая фигура XX века - Юрий Гагарин почти на всех фотографиях широко улыбается. Первый космонавт не мог быть хмурым, он не имел права на меланхолию и флегматичность. 1960-е - это время сангвиников и холериков, потому что надо было постоянно гореть, придумывать, рваться и отстаивать. И - хохотать. Остроумие шестидесятников - это умение сыпать шутками и цитатами, вставляемыми в нужное время, в нужном месте, но никак не насмешка над кем-то или над чем-то. Для остроумца той эпохи было бы немыслимо высмеивать товарища или даже недруга, чтобы заслужить аплодисменты. Подлость и цинизм (а насмешка над... - это подлость и цинизм!) не котировались, даже если они и приносили кое-какие дивиденды.

[/url]
Изображение Изображение Изображение

Остроумная или хотя бы - весёлая девушка считалась круче красивой и уж тем более - гораздо круче модно одетой. В 1960-е годы бытовала полемика физики VS лирики. С точки зрения шестидесятника, «упакованный в фирму» - это вообще не конкурент. Он вне игры, потому что бились настоящие титаны - покорители атома с «ловцами душ». У поэтессы Юлии Друниной есть такая строчка: «Весёлое презрение к тряпью». Тряпьё тут - одежда, причём модная. В 1960-е годы культивировалось именно весёлое презрение к материальным ценностям. Было ли это правильно? Спорный момент. Но в контексте 1960-х потребленческая модель поведения рассматривалась, как антипод творческой, созидательной модели.

Сейчас работа, карьера видятся только в приложении к будущим материальным благам. Я читаю «глянец» и в том же 'Cosmo' иной раз встречаются такие житейские истории - бизнес-леди (юрист, экономист, маркетолог) в детстве мечтала быть художницей (балериной, фигуристкой, поэтессой) и вот сейчас, зарабатывая свой энный миллион, умница-красавица (красавица - непреложно!) по вечерам рисует пейзажи (занимается танцами, катанием, поэзией). Жизнь её обеспечена и полноценна. Утром - деньги, вечером - танцы. В 1960-е, конечно, тоже существовал такой шаблон - рабочий Сидоров с утра даёт стране угля, а по выходным играет на кларнете. Но он именно - давал стране, причём угля, а не консалтинга. Он именно - созидал с утра до вечера. А умница-красавица делает карьеру лично для себя, для того, чтобы купить новое авто. В 1960-е работа считалась самоценной, то есть - целью, сейчас работа - это средство. Это не хорошо и не плохо, просто факты.

Изображение Изображение

Почему я заострила своё внимание на потреблении? Не затем, чтобы его ругать: потребление - это прекрасно. Тут дело не в моральных оценках, а в...источниках получения радости (эндорфинов). Что считается самым главным из существующих человеческих удовольствий? Всё-таки созидание. Удовольствие от создания стихотворения, картины, новой компьютерной игры, дома, куклы (нужное - вставить) не сравнится ни с чем. Все остальные удовольствия - спорт, еда, танец, скорость и, наконец, потребление по силе воздействия уступают созиданию, творчеству. Причём, потреблять можно не только 'Дольче&Габбану' с яхтами и мобилами за 20.000 евро. Потреблять можно Бетховена, вагантов и прерафаэлитов. Удовольствие - присутствует, но оно не настолько сильно, как если бы человек сам что-то такое создавал. Я не призываю никого браться за кисть и идти рисовать цветочки на обоях. Я говорю о принципе. Потому что созидать можно даже болты на заводе, смотря как к этому относиться. Так вот, в 1960-е творчество в широком понимании этого слова ставилось во главу угла. Люди ощущали себя именно созидателями. От осознания этого они беспрерывно радовались, ибо получали энергию из самой своей деятельности.

Изображение Изображение

Новая вещь, если вернуться к теме потребления, тоже имеет радостную энергию - те, кто любит шопинг, это знают. Однако у любой вещи энергия конечна, и человеку нужно снова идти в бутик или в супермаркет. Энергия созидания - бесконечна, поэтому бесконечно и ощущение радости. Что же произошло потом, в 1970-е? Творчество превратилось в материал для диссера, а диссер стал ступенькой к материальным благам. И всем сразу стало не то, чтобы скучно, но как-то напряжно. Идеи измельчали рядом с вещами. Открытый смех выродился в усмешку, остроумие тоже никуда не делось - просто оно стало другим. Руки, которые когда-то радостно хлопали в ладоши, сложились в ироничные фиги и спрятались по карманам...

Закрепить прочитанное
http://www.youtube.com/watch?v=3B5YLDaI ... r_embedded

Песня "Это здорово" в исполнении Эдиты Пьехи

Из комментариев:
У нас отобрали счастливое прошлое и светлое будущее.
Дав взамен сытое настоящее.
И то не всем...


Между прочим, удивительно хорошо передают эту атмосферу (мы с ней ненамного разминулись) "Денискины рассказы" Драгунского.
Особенно "Красный шарик в синем небе":
И мы долго бегали в толпе между взрослых и очень веселились, и какой-то военный дядька подхватил Аленку под мышки, а его товарищ нажал кнопочку в стене, и оттуда вдруг забрызгал одеколон, и когда Аленку поставили на пол, она вся пахла леденцами, а дядька сказал:
- Ну что за красотулечка, сил моих нет!


Да. Там тоже, кстати. Помните, ребёнок обменял самосвал на светлячка? Оно самое.

Совершенно верно, "Удовольствие от создания стихотворения, картины, новой компьютерной игры, дома, куклы (нужное - вставить) не сравнится ни с чем".


Вот фото из другой эпохи, но там тот же настрой - радость созидания:

Изображение

на счет созидания..
будете смеяться, но работая под землей, в шахте, на проходке, видя после "отпалки" идеально ровные кровлю и борта выработки, я чувствовал себя самым счастливым человеком на земле


Просто замечательно. Спасибо. Я сразу вспомнила, как не раз, бывая летом в деревне (65-69гг), я просыпалась от пения женщин, которые ранним утром ехали на грузовиках на сенокос.Как в кино. В кузове грузовика лавочки, и они, сидя на лавочках, поют задушевные песни. И что удивительно, возвращаясь поздно вечером,уставшие, они снова пели. И, по-моему,работали они за трудодни, т.е. им писали палочки за выход на работу, а потом расплачивались с ними сеном, зерном и т.д.


Что считается самым главным из существующих человеческих удовольствий? Всё-таки созидание.Что считается самым главным из существующих человеческих удовольствий? Всё-таки созидание.


Источник


Изображение
Нам, - детям советского времени, - было чего ждать и чему радоваться, когда наступало тому время. Дело было не в вещах - вещи не представляли для нас собой абсолютную и всепоглощающую ценность. Если у кого-то был велосипед, а у кого-то не было, катались на нем все, по очереди. Если кто-то ходил в театр, а кто-то не ходил, ему покупали билеты и приглашали его с собой. Нам хотелось поделиться своей радостью, а не чванливо совать ее другим под нос, чтобы позавидовали. Родители могли купить нам и ситро, и шарики в любое время, но никто этого не делал, потому что они были предназначены для празднования. Возможно, этого «поколению, выбравшему пепси» уже не понять. Мы умели то, чего не умеют они - и ждать, и радоваться! (Ирина Маленко)

Изображение

Изображение

http://vk.com/public23250066
Красивые советские люди.

Советское искусство было призвано воспитывать и направлять, показывать наилучшие образцы людей и явлений. Особенно эта концепция была сильна в сталинскую эпоху, когда соцреализм приближался по своему идейно-нравственному, эстетическому наполнению к старинному классицизму. Улицы в тех фильмах и на тех полотнах сияли чистотой, лица - улыбками, а небо - солнцем. Магистральные дома с громадными квартирами, белокурые атлеты, яблоневые сады. Мир героев отличался от реальности обывателей, как и... принято во все времена. Вот типичный и прекрасный случай такого искусства - красивые, сытые, идеальные люди, празднующие светлый Первомай. Волшебным, призрачным дворцом смотрится высотка...

Кугач Юрий Петрович (1917-2013). «Первое мая». 1952 год. Сама картина и её фрагменты, каждый из которых достоин быть отдельной вещью. Найдено у kykolnik http://kykolnik.livejournal.com/

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

И комментарий -

Праздник - это "коллективный обряд" :
сплочение людей в "единое МЫ".

"Кубанские казаки" (а потом - "Вечный зов" и "Тени исчезают в полдень") -
нравились всем "обыкновенным" людям -
но вызывлали ЛЮТУЮ НЕНАВИСТЬ у "рукопожатных и неполживых" интеллигентов -
таких - как Эльдар Рязанов, Булат Окуджава и их "духовный лидер" Александр Николаевич Яковлев.

Сейчас "рукопожатных и неполживых общечеловеков" -
таких, кто исповедуют культ личности Боры НемцоФФ,
выступают за СДАЧУ Крыма - "Украине", а Южных Курил - Японии :

4 % - от списочного состава жителей РФ
10 % - от списочного состава жителей Москвы
примерно 80 % - от списочного состава слушателей "Эха Москвы"...


http://zina-korzina.livejournal.com/995533.html
"Молодость" снято в 1937 Борисом Игнатовичем

Изображение
Комсомольцы-ударники метростроя.
1936 год.
Изображение


Строители метро стали первыми пассажирами.
1935 год
Изображение

http://foto-history.livejournal.com/8969464.html

« СССР.

tumblr hit counter