"массовая культурка" формирует долбоёба. Евреоналу нужны ДЛБ-потребители.

Ответить

жжурнал » 21 апр 2013, 13:51

У "массовой культурки" есть свои Папы Карлы


Всегда поражался неспособностью современного человека переживать исторические события именно как историю, а не как сиюминутное событие. Об этом и статейка.

В старой статье про небрежение к русскому упомянул одно из свойств русского народа - любознательность. Не могу сказать, что это исключительно русская черта - даже скорее всего она всем подряд присуща, но вот беда - у современного человека, приваленного западной культурой, она отсутствует напрочь. Его интересует только сегодняшний день, а всё, что было раньше, или происходит чуть дальше его порога - уже тёмный лес, и пусть идёт лесом.

И люди в этом - как бы - почти не виноваты, их такими делает культура потребительства. В культуре потребления не так важно, что человек потребляет - в том числе в музыкальном и прочем художественном плане - сколько в каких количествах он это делает и, что главнее всего остального, сколько он за это может заплатить.
    А вот я считаю, что именно не воспринимает. И дело не в деньгах и не в старине. Произведение может быть вполне современным и даже бесплатным, но если оно расчитано на более тонкое восприятие или смыслы, то не будет воспринято. Для этого нужно быть воспитанным определенным образом. Нужно впитать определенные ценности, смыслы, иметь определенный культурный багаж. А иначе только самые примитивные вещи могут быть восприняты, что собственно и происходит. Гы-гы-гы и лол.
    Есть такой фильм "идиократия". Не шедевр, но зато дает понять куда всё катится.
И это очень многое объясняет - в том числе, почему современная культура сейчас находится на самом дне, даже по сравнению с культурой 20-30-летней давности.

Вообще-то довольно логично, что всегда и во все времена шедевры составляли исчезающе малый процент по сравнению с остальными произведениями. Но за века и тысячелетия человечество успело накопить изрядный багаж "классических" произведений, которые заведомо являются шедеврами - музыки, архитектуры, живописи, и т.д. Так сказать, бессмертных творений, и всё такое. Казалось бы - вот вам культурный фонд человечества, надо его пропагандировать. Но это если смотреть на культуру как на культуру; а современный мир построен исключительно на базисе денег; поэтому культура в подавляющей массе рассматривается только с финансовой стороны - сколько на ней можно отжать бабла у лошков.

И в таких условиях как-то так выходит, что ни один бессмертный классик в самом гениальнейшем исполнении не выдержит конкуренции с... попсовыми певичками. Потому что денег на классике поднять, конечно, можно, но сколько? Сколько надо репетировать, чтобы сыграть Лунную сонату - и сколько "Белые розы", или даже "Smoke on the Water" ? А главное - сыграл всю классику и всё, "поляна окучена", второй раз заманивать публику на "Отелло" или "Аиду" куда сложнее, чем на новую программу леди гаги.

Массовая культура поставляет поставляет товар - не культуру, а именно культурный товар - куда быстрее и бесперебойнее, чем какая-то-там-классика; и позволяет делать деньги куда шибче. При этом, ввиду её убогости, конкурентов с поляны надо убирать, ибо кто слушает Моцарта, вряд ли будет слушать Владимира Круга. Понятно, что Моцарта в лес не увезёшь и под сосной не прикопаешь - и методы тут нужны другие. Просто объявляем не-современную культуру скушной и отсталой, пристёгиваешь к культуре и всем остальным аспектам жизни обязательное требование - современный. И всё, и дело в шляпе. Будь ты хоть трижды гений и четырежды виртуоз, если ты не современный - то ты не в тренде, не в формате, и вообще пшёл вон.

Отсюда и любовь к перепевкам старых песен "на новый лад", и "римейки" киношек, от которых воротит, похоже, уже всех - тем не менее даже такая убогость собирает больше бабла, чем на порядки более гениальные оригиналы. Потому что человек современный старину вообще не воспринимает - точнее даже не так - он не готов за неё платить. Вот за современное платить можно, это же шоу! Убогое, для жЫвотных - но шоу - поэтому билеты по 1000 рублей на какой-нить местечковый КВН никого не смущают, тогда как на мероприятия народной культуры и за 100 рублей народ идти не хочет.

Подобная сиюминутность выхолащивает человека, делая из него манекен без исторической памяти, которому можно впарить что угодно. Сегодня среди молодёжи популярны "тату" - хотя если хоть слегка напрячь мозжечок, то можно вспомнить, что ещё лет 20 назад эта "субкультура" означала принадлежность к миру преступников (в меньшей степени - к вооружённым силам). Лично для меня всякого рода милые девушки с татуировками выглядят как Никола Питерский из Крестов, независимо от остальных внешних данных - это как клеймо раба или вора.

Меня крайне бесят напрягают переделки классических произведений "на современный лад" - всякого рода Ромео и Джульета в наши дни и прочий шлак. Бабок, конечно, караул - но, показывая классику в современных убогих декорациях, ты сам показываешь свою неспособность - подчёркиваю, не мега-крутость, а именно импотенцию - донести до людей дух эпохи, про которую писал автор. Ты считаешь окружающими убогими даунами, не способными переживать мир в таком виде, каком видел его автор - хотя, впрочем, они таковыми и кажутся, неся "творцу" бабло за его высеры. Понимаю, разок-другой такие постановки сделать, типо прорыв и революция в жанре - но нет же, сейчас это практически тренд и мейнстрим, я гарантирую это.

Я не говорю, что не надо пытаться актуализировать классику - но перенося действие из вполне определённых исторических реалий в современный мир, зачастую просто опошляешь героев прошлого.

Я, на самом деле, не такой уж ретроград, каким могу показаться - но считаю, что историю нужно знать именно как историю, как неотделимый от современности пласт жизни. Отказываясь от истории, мы как бы лишаем себя части жизни. Мы же вполне благосклонно относимся к дедским воспоминаниям - хотя они давно не современны и вообще фактически тогда мы были другими людьми - так почему же мы отделяем историю от нынешнего дня?..

В этом плане меня всегда удивляло стремление Голливуда показать происходящее где бы то ни было, как будто дело происходит в наши дни на территории США. Понимаю, что так доходчивее - и главное дешевле снимать - но вот реально бесит, когда сцена высадки на далёкие планеты выглядит как заезд на парковку в Алабаме; а Маугли как будто бегает по зоопарку в Нью-Йорке. Копируется всё - и обстановка, и - главное - эмоции и менталитет. Не чувствуется причастности к великому - даже ступая в чудный новый мир, герои продолжают жевать бубль-гум и ведут себя как на парковке в Сан-Франциско. Всё, чтобы показать простому быдлу человеку, что все кругом такие же. Не дай бог показать ему что-то такое, что заставит его задуматься "может быть, я что-то делаю не так, мне надо измениться?". Таких берут в космонавты - ты главное хавай побольше и смотри, что дают.

Человека сознательно отупляют и лишают любознательности - во, смари, Шерлок Холмс, оказывается, такой же, как и мы с тобой, гыгы, сына, лол! Вся история человечества сжимается до сиюминутности, прошлого не существует - и всё довольны.

А вот не все. На Западе, безусловно, рады были бы, чтобы так и было - но мы-то не забудим и не простим. Я уже многократно писал про прегрешения Запада перед человечеством; вообще, средневековая история западной "цивилизации" - сплошной ат и израиль, Гоблин гарантирует. Понятно, почему гражданам к западу от Вислы так невыгодно изучение аборигенами истории - это не только растрата бабла, но и вопиющая неполиткорректность! Ведь по не знающим истории гражданам так легко проходиться лозунгами насчёт "тысячелетнего рабства" и "свободной европы" - под это дело можно не одну киношку снять, ещё и бабла приподнять. А то, что у самих рыло в пуху до самого Гондураса - можно технично замолчать, в условиях тотального контроля над СМИ-то.

Поэтому в очередной раз советую - изучайте историю, причём не как замершие постаменты, а как часть собственной жизни. Чтобы понимать, "что творится, что творилось на твоей земле" (с). Не надо становиться бабочкой-однодневкой или перекати-полем а-ля герои книжки "Духless".


http://xommep.livejournal.com/94051.html





Как уже писал ранее, современному обществу потребления выгодно задерживать людей на подростковом этапе развития. Из-за этого получается целый букет психологических и психических проблем практически у любого человека - чем более он "современен", тем больше проблем.

Для начала - у современного человека явно налицо проблема психологического возраста. Как уже писал в статье выше, современного человека фактически загоняют на подростковый уровень сознания, в подростковую же систему ценностей. Не потому, что "масоны всё купили" или там "запад всем вредит" - просто на самом деле подростки куда более удобные покупатели и потребители, нежели взрослый и рассудительный человек. Про это я уже писал много раз, но напомнить не помешает.

Показная эмоциональность, цинизм, праздность, безответственность, постоянное мерянье предметами и прочие понты - это ведь признак вовсе даже не истинной мудрости, а, как нетрудно догадаться, атавизмы тинейджерского образа жизни, который современный человек тащит на себе всю свою никчёмную жизнь.

Как уже писал в статьях про народную культуру, в процессе своей жизни человек проходит определённые этапы взросления, у него зачастую меняются приоритеты и ценности... но почему-то так получается, что у современного человека эти самые приоритеты останавливаются на уровне "бабки, тачки, тёлки и всё такое" и не двигаются с места до гробовой доски.

Реклама - явная и скрытая - провоцирует людей вести подростковый образ жизни практически до самой старости. Да и в старости тоже не предполагается, чтобы человек спокойно доживал свой век на земле, в окружении детей и внуков - тусуйся, развлекайся, путешествуй - эдакие всемирные Недоросли пропагандируются. Человека ведут в сторону тинейджерства, даже когда это, казалось бы, невозможно в принципе - нельзя жить как подросток, имея на руках детей; а откуда, вы думаете, столько разводов, матерей одиночек, абортов и прочая?.. Ещё лет 20, при кровавых большевиках, цифры были несопоставимы - это всё от изобилия и сотни сортов колбасы, ага...

В попытках уложить современного человека в прокрустово ложе подростковости реклама перегибает палку, и уже даже вполне себе молодые люди начинают понимать, что их тупо разводят. Незадолго до Нового Года в конторе обсуждали, кто где будет встречать НГ; всплыла тема новогодней вечеринки, организуемой в недавно отстроенном здании местного Технопарка; на что бОльшая часть присутствующих заявила, что туда не пойдёт из-за тупой рекламы; типа слишком сильно они заигрались во все эти понты и "молодёжный" отдых, с модными штучками, перекошенными лицами и всё такое. Это при том, что средний возраст нашей конторы сильно меньше 30 лет. Такшта не скажу за всю Одэссу, но у нас в Сибири ещё не всё потеряно.

Современный человек боится постареть - так боится, что продолжает вести себя как Недоросль даже в весьма неподобающем тому возрасте. Во многом именно этим объясняется явление Чайлд-Фри, и прочая и прочая. Музыка - молодёжная, кино - молодёжное, сериалы и те молодёжные сплошь и рядом. И это при том, что молодёжи у нас в стране - а на Западе и тем более - подавляющее меньшинство, из-за демографических ям. Это ЖЖЖ неспроста, как говорил Винни-Пух.

Соответственно обостряется проблема отцов и детей. Старшее поколение, которое воспитывалось ещё в другой стране и в другой системе координат, даже если само и подвержено влиянию "подростковой" культуры, своим детям такой жизни не желает, потому что где-то в глубине души всё равно понимает, что секс-драгс-рокнролл - это путь на дно. Но так как само старшее поколение увязло в подростковом стиле жизни, попытки урезонить молодёжь, которая в общем-то не так уж и далеко ушла от подросткового возраста, приводит к ещё большему непониманию - как так, вы нам запрещаете делать то, что делаете сами? В итоге у вляпавшихся в современный образ жизни проблема отцов и детей куда острее, чем у тех, кто старается жить своим умом.

Но ещё хуже, что если одно-два поколения ещё живут в каком-то общем культурном пространстве - пусть убогом и категорически неверном, но всё же содержащим какие-то общие точки - то проблема передачи опыта от ещё более старшего поколения, от бабушек-дедушек, выросла до практически неприличных масштабов.

Как уже писал в статье про сиюминутность, обязательным атрибутом современной культуры является... "современность", то есть - сиюминутность. Опыт - пусть даже всего лишь небольшой давности - уже воспринимается как что-то незначительное - "да щаз всё по-другому!". Что уж говорить про рассказы о делах былых, 30-50-летней давности... Максимум, что позволяет современная культура - умиляться при виде семейных фотоальбомов; но задаваться мыслями "а почему тогда было всё совсем по-другому" - это практически богохульство и ересь.

Не могу сказать за всех, но всё же, на мой взгляд, старшее поколение - 1930-1950-х годов рождения или около того - живёт в основном вне современной культуры, и соответственно в своей массе не ведут себя как подростки. Это с одной стороны, безусловно, хорошо - есть у кого набраться жизненного опыта; но с другой стороны - современные великовозрастные отмороженные тинейджеры практически не могут найти общий язык со своими предками - родителями, бабушками-дедушками. Ведь если поступать как они советуют, ты будешь "не в тренде". А вы понимаете, насколько важно для подростка быть в тренде, быть модным и современным.

Подростки меняют телефоны-машины не потому, что это им нужно - потому что все уже давно купили Айфон или новую Таёту. О том, что пора менять аксессуары, ненавязчиво сообщает реклама - не обязательно вторгаясь в личное пространство - ползком, через журналы в самолёте, через рекламные щиты в метро, через героев молодёжных сериалов и так далее. Оно - везде. Купи, поменяй, возьми кредит - это целая культура. Если подчиняешься ей и позволяешь себя вести - вряд ли будешь слушать бабушку, которая ворчит, когда выбрасываешь недоеденные куски хлеба. Какая экономность, когда в этом сезоне принято отдыхать на Лазурном берегу? Кем принято, зачем, и кому это выгодно - это вопросы не из современной культуры, это уже какая-то скучная "политота", это трендом не будет никогда, я гарантирую это.

Как-то так получилось, что быть не модным попросту стыдно. Вести себя как свинья, воровать-убивать - не стыдно, а быть не-модным - стыдно. Паноптикум. Хотя если вспомнить, что базис современного человека состоит из одной-единственной заповеди "бабки превыше всего", то всё становится на свои места; если ты отрываешься, изменяешь жене и всё такое - но при этом тратишь деньги и не падаешь на дно - то ты герой нашего времени; но если ты делаешь что-то, что не приводит к умножению денег в рыночной сети - то ты "лузер".

Когда были в Купинском районе, слушали "местное" радио - филиал радио "Маяк" с вещанием на Нскую область. За много прослушанных программ удалось услышать разные песни (в основном советского времени, сиречь - не-модные), а также обычные сельские новости - где кто чего убрал, какая художественная самодеятельность куда выехала, и так далее. Ни тебе чернухи, ни тебе убийств. И как вы думаете, что более модно - слушать центральные каналы с их юмором ниже пояса и чернухой, или вот этот обычный местный канал? Да слушать сельские новости - это попросту моветон в приличном обществе, инфа 146%. Получается, что пропагандировать низменные инстинкты - это престижно, а доносить до людей позитивную информацию - стыдно. И опять вспоминается Винни-Пух со своим "это ЖЖЖ неспроста".

По сути современная культура - не только на уровне песенок и клипов, но и вообще как всемирное понятие и культурный фон - насилует мозги людям и навязывает им чуждые им ценности и уклад жизни. В частности, люди начинают стыдиться... своего возраста.

Повторюсь - в народной культуре, которая ориентирована не на извлечение прибыли из человека (какое удивление!), а на него самого и его интеграцию в общество, для каждого жизненного этапа есть своё место. Есть и детские игры, и подростковые соревнования, и молодёжные обжималки, и лирика и духовные стихи для зрелости и старости. Человек должен жить в ладу с самим собой, не по возрасту молодиться-стариться ни к чему, и культура в этом помогает. В отличие от.

В молодёжной (читай - общечеловеческой) культуре сплошь и рядом встречается небрежение к людям старшего возраста, которые пытаются встроиться в общую тусовку. Молодящиеся дядечки и тётечки среди молодёжи выглядят глуповато - потому что вся тусовка построена на подростковых принципах, и ориентирована на зелёную молодёжь. И всё это, как вы понимаете, нарушает одну из основ традиционной народной культуры - уважение к старшим.

К младшим тоже, как вы понимаете, уважения особого нет - да и откуда ему взяться в обществе недорослей, где степень уважения и респектов выражается не в поступках, а в деньгах и понтах. Как уже писал в посте про цинизм, уважение вообще уходит из современной жизни под натиском пропаганды цинизма - в итоге мы не уважаем окружающих и не смиряемся с их недостатками, а тупо терпим их. Не входим в общество на равных правах, для саморазвития и полноценного общения - а терпим окружающих, пытаемся их использовать и рекламируем себя понтами - я про это писал в статье про обычного человека.

В итоге современный человек не ощущает непрерывность жизни, а живёт сегодняшним днём, забывая всё прошлое как можно быстрее. Ему стыдно стареть, и также ему зачастую стыдно, когда ему напоминают о его прошлом, в частности - о детстве. Да, в детстве он был более счастлив, чем сейчас, но ведь тогда он был совсем не модным, и тёлок совсем не было - в общем, одно сплошное огорчение. Даже свой собственный опыт использовать на практике и то как-то неловко - ведь "тогда" тренды были другие, а сейчас-то вообще всё не так.

Поэтому так легко впарить современному человеку любую туфту про историю родной страны. Во-первых, он не чувствует связи с ней - он же современный общечеловек! - а во-вторых, исторические события, даже которые он лично застал, кажутся каким-то атавизмом ушедшей навсегда эпохи, и не заслуживают высочайшего внимания. И попытки обратить внимание на опыт, который даже он сам мог бы лицезреть, если бы не стыдился не-трендовой информации, вызывают у сиюминутного человека только раздражение - зачем вообще вынимать из чулана всякое старьё, давайте лучше послушаем, что на эту тему скажут модные дядечки в твиттерах и фейсбуках.

Я, на самом деле, не считаю современных людей - которые с руками и ногами - за какие-то отбросы, как это может показаться после прочтения моих обличительных статей. Из общения с людьми по всей стране понимаю, что в общем-то мы по-прежнему можем стать народом первопроходцев, воинов и учёных - если только культурный фон изменим, в широком смысле этого слова. Когда за пропаганду тупого образа жизни будут штрафовать и сажать, рекламную деятельность придавят Уголовным Кодексом - думаю, всё у нас наладится. Именно "когда", а не "если" - другой альтернативы нет, как говаривал МСГ.

В конце концов хочется добавить тему, которая заслуживает отдельной статьи - тема отношения к смерти. Современный человек боится этого дела до судорог; вся культура же направлена совсем в другую сторону, в сторону подростковых понтов и прочего потребления, а тут такое... Хотя, если подумать, ведь это же абсолютно естественный процесс для человека - родился-вырос-умер. И от этой неизбежности современный человек бежит вприпрыжку - куда угодно, хоть в пьянство, хоть в наркоту - но только не в себя, не в осознание в общем-то естественного хода вещей.

В народной культуре к смерти немного другое отношение. Я частенько в последнее время прикладываю к статьям духовные стихи, и в этот раз также не изменю традиции - украинские "Божичи", Помышляйте, человецы, всякий час о смерти:


Тут даже и добавить нечего.

http://xommep.livejournal.com/95055.html#comments

электорат » 17 фев 2014, 00:51

О дивный новый мир
Изображение

рысь » 29 сен 2015, 01:08

Глобальная песочница на острове дураков
domestic_lynx

Когда-то дети изображали из себя взрослых, сегодня наоборот: взрослые активно косят под детей. Никто не имеет права стать не то, что старым, об этом и речи нет – даже просто не молодым. Лучше всего оставаться дошкольником, лет эдак шести. Вообще, современные СМИ, общественный дискурс, вся атмосфера общества – ориентированы на шестилеток. Вернее так: на взрослых, сохранивших незамутненность ума, свойственную дошкольникам. Кто-то из американских режиссеров сказал, что кино в Америке создаётся в расчете на цветного подростка – его уровень понимания и образ мысли. У нас это, вероятно, соответствует детсадовскому образу мышления и всем его милым особенностям.

В чем они состоят? А вот.


Sancta simplicitas – святая простота

Любой разговор, любое рассуждение должно быть простым. Признаются только простые мысли и простые решения. Ничего не должно быть сложного, неоднозначного. Никаких тебе «с одной стороны», «с другой стороны» – это из нудного мира взрослых, который преодолен в ходе поступательного развития современной цивилизации. Все явления делятся на плохие и хорошие. Ну, как в детском саду: зайчик – какой? Хороший. А волк – какой? Плохой. Точно так и у взрослых шестилеток: социализм был плохой, а капитализм – хороший. Сегодня мы ушиблись об капитализм – и он вот-вот станет плохим. Ровно в той же мере, в какой прежде был хорошим. Когда-то любили либерализм и «невидимую руку рынка», а сегодня либерализм – плохой. Плохой – и всё тут.

Что всё хорошее – хорошо не абсолютно, а недостатки – суть продолжение достоинств – всё это слишком сложно и нудно, а потому отвергается. К тому же сколько-то сложные рассуждения могут навести на мысль о том, что ты чего-то не понимаешь и даже, страх сказать, по своим умственным дарованиям в принципе не способен понять, а это будет недостаточно позитивно. Про позитив поговорим чуть позже, а сейчас – про святую простоту.

Все предлагаемые объяснения всех без изъятья явлений должны быть простыми и одноходовыми. Например: «Живем плохо, потому что Путин», или: «Во всем виноваты чиновники», или: «А как же по-другому-то может быть, когда у нас такая экология?», «Во всех нормальных странах это есть, значит, и нам надо». Соответственно и меры к исправлению чего-то неудовлетворительного предлагаются строго простые и одноходовые. Например, запретить чиновникам воровать. Или вот: ввести ЕГЭ, чтобы было как за границей. Или что-нибудь во что-нибудь переименовать. Или слить два ненужных по отдельности вуза, чтобы получился один нужный.

Таков способ мышления не властей, не чиновников, не продажных журналюг – вовсе нет.

Это способ мышления ВСЕХ НАС, это вообще уровень общественного сознания и общественного обсуждения проблем. Креативные и интеллектуальные мыслят ровно так же, достаточно ознакомиться с материалами так называемой оппозиции.

Вообще-то, любовь к простым мыслям была издавна свойственно русской интеллигенции. На это обращали внимание еще авторы «Вех». Но там было несколько другое. Русская дореволюционная интеллигенция не ценила самоценностной мысли, не уважала чистое философское творчество, поскольку ей казалось, что всё это недостойная роскошь, непозволительная в трудную пору борьбы за освобождение страждущего человечества. Тогда склонность к простым мыслям было проявлением своеобразного интеллигентского аскетизма. Сегодняшняя простота питается из иного источника. Это простота впадения в детство.

Изображение

Ничего серьезного сегодня обсуждать нельзя, и ничего нельзя обсуждать серьезно. (Это разное: обсуждать серьезное и обсуждать серьезно). Вдруг получится нудно? Поэтому обо всем нужно говорить весело, желательно приплясывая, качаясь на качелях или едучи в автомобиле, и очень коротко. Американцы установили, что современный телезритель не способен отслеживать развитие какой-то мысли долее трех минут; дальше он отвлекается. Я часто выступаю перед своими продавцами и подтверждаю: это так. Они, люди старшего поколения и в подавляющем большинстве с высшим образованием, воспринимают только простое и занятно выраженное. Это дети, привыкшие есть только конфеты, ничего другого их желудок не переваривает.

Никакие цифры и выкладки, требующие минимального умственного напряжения, не воспринимаются. Происходит отталкивание: чушь, нудьга. С. Г. Кара-Мурза второе десятилетие разоблачает «манипуляции сознанием», с научной скрупулезностью разбирая нелепости, которые признаются важными государственными текстами или писаниями авторитетных философов и публицистов. Он постоянно твердит о повреждении логики, о потере количественной меры. Всё это так, но теперь можно уже говорить не о повреждении, т.е. болезни, а просто о возникновении некоей новой нормы – нормы мышления шестилетнего ребенка. В этом мышлении нет места количественной мере, в нем нет цифр. Что-то вроде физики без формул, которую, говорят, уже кое-где начали преподавать, чтобы никого ничем не затруднить и не озаботить. Цифры если и приводятся, то просто так, для украшения и придания тексту солидности. На них не базируется познание предмета. Любой предмет заранее объявляется «хорошим» или «плохим» – как зайчик и волк.

При отсутствии счетной меры можно нести любую околесицу – и всё прокатит. Пипл схавает. Например, высшие должностные лица и сам Путин говорили о том, какие успехи достигнуты у нас в сельском хозяйстве. Про урожай 2002 г. сообщалось, что он необычайно высок, выше всех советских показателей. При этом было собрано всего 86 млн. тонн, в то время как в советское время меньше ста вообще не собирали, а бывало и 127 (в 1978 г.). И это вполне открытая статистика, которая есть и в справочниках, и в интернете. Каждому она доступна, но отпала привычка и потребность обратиться к цифрам. Все – и высшие, и низшие – оперируют дикарскими понятиями «один, два, много». Ну, в крайнем случае, до пяти по пальцам.

Я уже писала где-то про то, как г-н Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики, по «Эху Москвы» патриотически гордился успехами нашего земледелия в либеральную эпоху: в совке зерно закупали, а в наши дни от наступившего изобилия – стали аж вывозить за границу. И невдомек пожилому ученому господину, что вывозим мы зерно только потому, что истреблен главный его потребитель – скотина. Зерно вывозим, а мясо покупаем. А собираем мы того зерна существенно меньше, чем под гнетом тоталитаризма. И всё это прокатывает, и г-н Ясин продолжает оставаться крупным ученым-экономистом, а возглавляемая им Высшая школа экономики – престижным и желанным учебным заведением.

«Забвенье, и круженье, и движенье»

Мелькание – возможно, главная характеристика современного дискурса. Как шестилетка не может сосредоточиться ни на чем дольше пяти минут, а дальше он отвлекается и забывает, о чем шла речь, точно так и современный человек ни на чем не сосредоточен, думает одновременно обо всем – и ни о чем. Учителям первоклассников или воспитательницам детсадов рекомендуют постоянно менять занятия: пописали – поговорили – порисовали – попрыгали. Современные СМИ поступают точно так же: они предоставляют клиенту материал для новых впечатлений и одновременно формируют его мышление таким образом, что он испытывает острую потребность в этих мелькающих впечатлениях. Сегодня все бубнят о Химкинсом лесе. Завтра – о пожарах. Отгорели пожары – и выветрились в сознании, как едкая гарь из атмосферы. И нет их. То вдруг педофилы явились на сцену, а потом, может, явятся крокодилы, и о педофилах забудут, словно и не было их сроду. Вот помните, были такие оборони в погонах. И кто знает, где они? Кто сегодня о них вообще помнит? Кто-то украл миллиард. Или у него украли? Бог весть… Ладно, следующая тема! Не зависать же нам на этой чепухе. Ведь каждый день приходят новые, самые свежие новости. И за всеми нужно поспеть, ничего не пропустить.

Такое мельтешение лучше всякой цензуры способно скрыть любые уродства, маневры и манипуляции. Не надо ничего намеренно скрывать и замалчивать, сказать можно всё, что угодно. Любое разоблачение будет через пять минут прочно погребено под кучей нового информационного мусора. И опять-таки тут зависимость двусторонняя. С одной стороны, СМИ навязывают публике это мелькание. С другой – сама публика просит и даже требует мелькания, иначе ей скучно. Миллионы испытывают почти физическую потребность в коротких новостях, передаваемых по всем каналам массовой коммуникации. Некоторые даже за рулем, стоя в пробках или на светофоре, ухитряются подчитывать новости с телефона, одновременно вполуха слушая радио. Простое и короткое – вот на что есть запрос, и он сполна удовлетворяется.

Все равно всему

Маленький ребенок рисует человечка величиной с дом, а цветочный горшок больше автомобиля. В сознании современного человека отсутствует представление об относительной величине предметов и событий, а также о субординации этих величин. Самое большое – то, о чем сейчас больше всего говорят. Заполошные «Пуськи» по важности равны и превосходят, например, почти полную остановку промышленной деятельности в нашей стране. Пуськи – это да, это событие, а вот что мы приходим в магазин и почти ничего не видим отечественного производства (осуществленная мечта тридцатилетней давности – сплошной импорт!) – так вот это никакая не новость, а так – нудьга.

То, о чем принято говорить (и думать! И признавать важным!), иногда напоминает мне обсуждение предпочтительного цвета обоев, когда у дома вот-вот рухнет крыша. И ведь рухнет!

Веселые картинки

Когда-то знаменитый педагог Ушинский развил идею наглядности обучения. Малолетки трудно воспринимают рассуждения, а вот показ, картинка – это им в самый раз. Сегодня человеку постоянно показывают картинку – по любому поводу. Он не имеет нужды усиливаться и что-то там соображать и домысливать – его преследует картинка. Наглядность, так сказать. На его способность к мало-мальски абстрактному мышлению никто не полагается. Положим, по телевизору говорят: «Наступило лето» – тут же летний пейзаж, а то вдруг кто-то забыл, что такое лето. Помню какую-то передачу о сельском хозяйстве. Ведущий хотел сказать, что в конечной цене хлеба зерно занимает сколько-то процентов, столько-то – мельница, столько-то пекарня, столько-то торговля. Так вот он резал для наглядности буханку на соответствующее количество частей. Таким манером, кажется, Мальвина объясняла Буратино простые дроби – на яблоке. Вот такой нынче умственный возраст взрослой аудитории.

Наличие картинок – настолько острая потребность, что в моей компании есть штатный дизайнер, и она без дела не сидит.

Как-то мне попалась статья художника Андрияки, где тот сетует на падение творческого духа молодых художников, их наблюдательности, воображения. Судя по результатам их, живописцев, художественной деятельности – так оно и есть. Некоторые психологи считают, что появление цветного телевидения и цветной фотографии сильно подорвало воображение людей: им уже ничего не надо воображать и домысливать, всё изначально дано. Вполне допускаю, что это так.

Когда-то книжки с картинками были для детей, а взрослые – считалось – способны и сами представить, что к чему. Чтение – ведь это довольно творческий процесс: человек сам создает свое внутреннее «кино». Сегодня все превратились в дошкольников, испытывающих нужду в картинке. Есть сегодня и книжки-картинки. Не для дошкольников – для взрослых. Большим успехом пользовались многотомные книжки-картинки телеведущего Парфенова по истории СССР. И то сказать, читать там, разбираться, глаза портить. А то ли дело картинка и короткий текст: полистал и порядок.

Обыкновенное чудо

Ребенок верит в чудо, в волшебство, в колдовство: «Явись, лесной олень, по моему хотенью, умчи меня, олень, в свою страну оленью…». Ребенок живет наполовину в действительности, наполовину – в сказке. Потом это проходит. Взрослый начинает жить в действительности с ее неумолимыми объективными законами. Он тоже иногда не прочь погрузиться в мечту, в грезу, но понимает, что это ненадолго, что это понарошки, не взаправду. Это как в театр сходить. Он смотрит на сцену, сопереживает персонажам, но и понимает, что это только лишь спектакль. Он точно знает, что в определенный момент спектакль закончится и он возвратится в реальность, где действуют законы этого мира – физические, химические, экономические. Главный из этих законов – это универсальный закон сохранения материи и энергии, в силу которого нельзя получить что-то из ничего. Чудо – это как раз и есть в большинстве случаев получение чего-то из ничего. Так вот во взрослом нудном мире этого нет.

На этом рациональном, практическом, в чем-то скучном, лишенном чуда миросозерцании базируется наука и техника нового времени. Рациональное мышление – это не что-то такое, что дано человеку от природы – это плод определенного воспитания и обучения. Детство человечества и детство отдельного человека, напротив, проходит под знаком мышления мифологического, сказочного, чудесного. Когда-то, в начале советской власти, пытались поскорее внести в сознание детей рациональное мышление, столь полезное для освоения науки и техники. Для этого решили прекратить рассказывать детям сказки, а вместо них сообщать важные «положительные», сведения о природе и технике. Не вышло! Дети все равно хотят сказки, верят в сказки и живут в сказке. Об этом рассказал Чуковский в книжке «От двух до пяти».

Сегодня наблюдается ровно обратное. Рациональное мышление заменяется сказочным. Уже не дети, а вообще все – живут в сказке, не отличая чуда от реальности, веря в чудо и призывая его. «Пикапу-трикапу скорики-морики, явитесь передо мной, летучие обезьяны!» «Бабушка пошептала – и всё прошло». Достаточно назвать поля и перелески Москвой – и оно будет Москвой, и всё наладится, и всё будет чрезвычайно хорошо. Поцелуй, крсна девица, чудо-юдо – и станет оно прекрасным принцем. Ну, примерно, как после переименования милиции в полицию. Была гадкая продажная ментура, а стала элегантная народолюбивая полиция. Даже и целовать никого не надо – только вывеску сменить. Разве не чудо? Достаточно изменить форму собственности, как дивным образом починится то, что развалилось, и всё заработает как нельзя лучше. Пикапу-трикапу!

Мы ничего не производим, а уровень жизни – дивно повысился. Чем не чудо? Иногда, правда, чудеса дают сбой. Например, произошла приватизация квартир – ура, мы – собственники! И тут вылезает подлянка: оказывается, собственник обязан на свои деньги ремонтировать дом, где он живет. А у него нет денег, и вообще он не обязан, он маленький человек, он хочет чуда, а оно где-то застряло по пути. Такое тоже случается, но оно не способно подорвать общую веру в чудо.

Вторичное погружение в сказку потребовало новой литературы. Буквально в последние десятилетия распространилась литературная сказка для взрослых – фэнтези. Успех Гарри Потера, вампирских саг говорит всё о том же – о погружении взрослых людей в мир грез. Научная фантастика уже не интересна; говорят, ее читают только в Китае. А что еще должны читать в мастерской мира? А мы, постиндустриалы, уже воспарили.

Кем мечтает стать, когда вырастет, типичный детсадовец? Известно: космонавтом, балериной, знаменитостью. Но, вырастая из сказки, молодые люди рациональной эпохи легко переориентировались и становились водителями, слесарями и зоотехниками. Сегодня всё не так. Девушка (да и парень тоже), выросшая в атмосфере сказки, мечтает стать звездой. Звездой чего? А все равно, но непременно звездой. Селебрити. И в этом молодежь убеждает повседневно сказываемая сказка: все эти фабрики звезд, всякие там телешколы, кастинги и т.п. Вся атмосфера убеждает: настоящая жизнь – только там, это возможно, ты сумеешь, надо только захотеть. На фоне мечты о звездной карьере любое занятие можно расценивать только как временное и случайное, как дрянь, скуку и убожество. И надо пытаться, пытаться еще и еще и тогда – получится. Сказка порождает массу несчастных, беспочвенных, неприкаянных людей, презирающих себя и свою жизнь.

Распространено мнение (его, в частности, продвигает С. Г. Кара-Мурза), что все эти сказки – способ одурачивания народа властью. Не без того, конечно. Но мне думается, что дело обстоит гораздо хуже. И власть, и народ ТАК ДУМАЮТ. Не во всех случаях, не обо всем, но думают. Это их образ и уровень мышления. Не случайно спичрайтерша Медведева была сочинительница каких-то детских сказок, плененная Гарри Потером. Вообще, одурачивание – это, как правило, процесс взаимный, двусторонний. Жертва активно помогает злодею.

Сегодняшняя жизнь чрезвычайно напоминает Остров Дураков, описанный Н. Носовым в знаменитом романе «Незнайка на Луне». Кто забыл, речь идет об острове в океане, куда свозили бездомных коротышек, их там кормили, развлекали, показывали мультики, крутили на каруселях, и они постепенно превращались в баранчиков, которых стригли. Виртуальный Остров Дураков – это современные СМИ. Наше общество потребления купно с цивилизацией досуга и развлечения – это Остров Дураков реальный.

А вот Рудяк Ирина Изяславовна придумала прекрасную метафору современной жизни – «глобальная песочница». Так и есть – веселая такая детсадовская песочница.

Завтра я продолжу. Осталась интересная тема о двух современных трендах: жить в отрезке сегодняшнего дня и позитивно мыслить. И наконец – откуда это взялось и кому это выгодно.

На мою неоконченную запись пришло много комментариев, за которые неизменное спасибо. Среди них выделяется один, который просто, что называется, не в бровь, а в глаз.

olga_copywriter пишет:

Сегодня хотела дать почитать дочке, что необходимо уметь кинологу и где этому учат. Она любит собак и думает на этом этапе о кинологической профессии.


Я успела только ввести в Яндексе слова «как стать…» Дальше вывалились подсказки, которые составлены из наиболее частых похожих запросов… и знаете, что ищут люди по запросу «как стать»???? Держитесь крепче!

––––––как стать русалкой в реальной жизни–––––

––––––как стать феей прямо сейчас––––––––––––

––––––как стать русалкой ––––––––––––––––––––

––––––как стать красивой ––––––––––––––––––––

––––––как стать вампиром –––––––––––––––––––

––––––как стать богатым –––––––––––––––––––––

––––––как стать русалкой из h20 ––––––––––––––

––––––как стать уверенной в себе –––––––––––––


Понимаю, что, скорее всего, это дети и подростки, но шокирует… кругом эльфы 42-го уровня… А где же врачи, строители, учителя?.. В общем, было смешно, а потом грустновато.

Это не чьи-то там праздные придумки – это непосредственное шевеление живой жизни. Раз из Яндекса само вываливается – значит, именно этим народ больше всего интересуется. (Кстати, я бы тоже не прочь стать русалкой: плаваешь себе взад-вперед, я люблю поплавать, а надоело – на ветвях сидишь, хвостом болтаешь, и на работу таскаться не надо…)

Наш друг позитив
О позитивном мышлении сегодня не говорит только ленивый. Современный успешный человек обязан позитивно мыслить, или, как еще выражаются, «быть позитивным». Обратное позитивному мышлению, очевидно, мышление негативное. Негативное мышление предписано преодолевать. Быть негативным – это большой нравственный изъян. Такого урода, по выражению Мармеладова из «Преступления и наказания», не просто изгоняют, а «поганой метлой выметают из компании человеческой». Негативному не место в современном сияющем мире тотального позитива и гламура.

Имеется море литературы о том, как воспитать в себе позитивное мышление и даже курсы и семинары по соответствующему предмету.

Позитивное мышление – это мышление только о хорошем. Любая информация о плохом или даже просто о не феерически прекрасном – отвергается. Более того – она блокируется на входе, так что и отвергать ее не требуется.

От плохого позитивный гедонист просто отворачивается. Или закрывает глаза: тогда плохое исчезает.

Имеется целый ряд бешено популярных глашатаев (или апостолов) позитива. Это люди, которые пишут предельно простые, лубочные книжки, проводят семинары, выпускают аудио– и видеокассеты, где говорится, в сущности, одно и то же: всё будет хорошо, только надо любить себя и позитивно мыслить. Ведущим автором такого рода является Наталья Правдина, выпускающая миллионными тиражами такого рода литературу. Среди простых людей, главным образом, женщин, она пользуется популярностью пророка. Люди платят деньги за то, чтобы услышать: «Всё будет хорошо, ты – самая лучшая, достаточно мыслить позитивно». Ну а если у кого-то что-то не достаточно хорошо – значит, сам виноват: недостаточно позитивно мыслил. Вперед будешь позитивнее.

Позитивное мышление в значительной мере овладело умами молодежи. Вот что я наблюдаю уже довольно давно.

В одной небольшой компании работает пожилая женщина и ее молодая начальница. Начальница постоянно раздражается на свою пожилую сотрудницу за то, что та рассказывает о каких-то недостатках окружающей жизни: закрылись промышленные предприятия, кризис в сельском хозяйстве, изношена инфраструктура. (Пожилая сотрудница по своей дореволюционной профессии – инженер-технолог). Молодая начальница не опровергает слова сотрудницы – нет. Она морщится от ее своеобразной бестактности: та не позитивна, в то время как современный человек обязан быть позитивным.

«Позитив» это вовсе не другое название старого доброго оптимизма. Они отличаются радикально. Оптимист уверен в конечной победе добра над злом и старается во всем увидеть положительную сторону и конструктивную возможность. Вместе с тем он видит и плохие стороны реальности и вовсе не отвергает их, не закрывает на них глаза. Он думает о них, чтобы исправить, искоренить. Например, советскому человеку руководящая доктрина предписывала быть оптимистом: в 30-е годы решительно осуждали т. н. «нытиков и маловеров». Однако и критика недостатков была частью общей культуры:

Сделаем так, чтобы в лоб, а не пятясь,
Критика дрянь косила.
В этом лучшее из доказательств
Нашей чистоты и силы.

Маяковский

В этом радикальная разница оптимизма и позитива.

Позитивный гедонист старается думать только о хорошем и получать маленькие удовольствия: дарить себе маленькие подарки, заходить в кафе, смотреть на что-то привлекательное. Такой настрой создает громадный оборот всякой пустяковой чепухи, которой люди, воспитанные таким образом, непрерывно себя радуют.

Вообще, сверхценность того, что в данную минуту ты видишь перед глазами, это важная составляющая часть современной гедонистической культуры. Надо стремиться непрерывно смотреть на красивое. Поэтому люди крайне пристрастно выбирают место в ресторане или в кафе. Им в высшей степени не безразличен интерьер даже того помещения, в котором он находится четверть часа. Раньше надо было просто поесть – и заняться делом. Теперь дело как-то исчезло, и на первое место выдвинулся сам процесс жизни в его микроскопических подробностях. Огромное значение имеет вид из окна. В одном и том же доме, по сообщениям риелторов, вид на более красивый пейзаж может удорожить квартиру в полтора раза.

Жизненная позиция позитивного гедониста чрезвычайно напоминает психологию доживающего свою жизнь старика. Он уже не может ничего изменить в окружающей жизни, значит, и думать о плохом не имеет смысла, поэтому он блокирует всякую отрицательную информацию. Он хочет лишь получать маленькие удовольствия и стремится непрерывно радовать себя мелкими подробностями жизни. Он наблюдает шевеление жизни за окном: вот птичка прилетела, цветочек распустился, внуки купили мороженое…

Мне рассказывал один бывший высокопоставленный сотрудник ЦК КПСС, что на последних этапах жизни Л. И. Брежнева перед его сотрудниками стояла важная задача: ничем не огорчить и не опечалить Леонида Ильича. Он категорически отвергал всякую не положительную информацию. Вот такая психология больного старика свойственна сегодня молодым и продвинутым.

Современный человек – это всё больше и больше напоминает старика, впавшего в детство.

Ужасы нашего городка: кому, зачем и для чего?

Вместе с тем в СМИ и обывательских разговорах почетное место занимают ужастики: рассказы о кровавых преступлениях, отравлениях, экологических катастрофах. Обо всем этом рассказывают с каким-то восторженным вожделением. Это тоже важный элемент сказочного сознания: наряду с феями должны существовать Леший и Баба Яга, без них сказка была бы пресной и скучной. Дети всех возрастов, от шести до шестидесяти и дальше, обожают страшилки – это что-то вроде комнаты страхов или аттракциона в парке развлечений, где ты вот-вот сорвешься в пропасть, но все-таки остаешься сидеть в удобном и вполне безопасном кресле.

Изображение

Точно так и обыватель сидит себе на диване, а на большом плоском экране знай себе орудуют серийные убийцы, маньяки-педофилы, чиновники-клептоманы, разворовавшие пол-России. Коррумпированный чиновник сегодня что-то вроде Кощея Бессмертного – некое художественное воплощение зла, с которым следует бороться, но победить нельзя и не надо, т.к. в этом случае потребуется кто-то на его место, иначе сказка не сказывается. И так-то ему, обывателю, уютно, развлекательно, познавательно! Иногда он вдруг приходит в ужас, но это не такой ужас, который побуждает к действию – это виртуальный «ужоз», который просто щекочет нервы и спасает от скуки. Этот «ужоз» – чисто театрального свойства. Взрослые малолетки, прочно угнездившиеся в сказке, научились воспламеняться виртуальными чувствами, и в том находят большое удовольствие.

Сказка может быть доброй, но в этом случае она имеет ограниченный успех. Гораздо лучше сказка страшная. Она сильнее впечатляет, бьет по нервам. Это что-то вроде виртуального глутамата натрия – усилителя вкуса, раздражающего вкусовые рецепторы и превращающего безвкусную еду во вкусную. Общее падение энергетики, всеобщая бледная немочь вызывает потребность в шуме, оре, кровавых драках, громогласных скандалах и ужасах любых калибров. Перед программой «Время», которую я смотрю больше по сформированной еще в детстве привычке, чем из желания узнать что-то новое, я иногда вижу окончание какого-то ток-шоу, где крикастые тетки, непрерывно ссорясь, рассказывают какие-то кровавые драмы. Вот это и есть самое оно – жуткое и влекущее, и переперченное, и слезливое.

Вообще, стиль литературно-телевизионной продукции – это стиль жестокого городского романса: смесь вульгарной грубости со слащавой сентиментальностью. Тут тебе и рыдающая горничная, соблазненная коварным извозчиком, и мордобой пьяных фабричных в подворотне в городке Окурове…

Так что ужастики – не только не помеха Позитиву, но и, напротив, его необходимейшее дополнение. Ужасы – это не что-то такое, с чем надо бороться и победить. Это – необходимая часть той сказки, в которой мы живем.

К сожалению, сказка часто становится былью. Непрерывно говоря об ужасах, мы повышаем вероятность их возникновения в реальности. Есть даже психологический термин – «синдром Вертера». Имеется в виду, что после публикации бешено популярного романа Гете «Страдания молодого Вертера», где герой стреляется, многие молодые люди стали подражать ему. Так и у нас: после «Бедной Лизы» молодые девушки стали топиться от несчастной любви. Статистически доказано, что подробный рассказ в СМИ о катастрофе повышает вероятность возникновения новой.

Здесь и сейчас
Дошкольник не знает ни прошлого, ни будущего – он живет сегодня. И это естественно: прошлого он не знает, будущего предвидеть не может, а настоящее – так заманчиво, день так длинен.

Современная расхожая философия для обиходного употребления именно так и призывает жить. Она внушает мотыльковый стиль существования: от рассвета до заката. Лозунги, соответствующие этой жизненной позиции, хорошо усвоены населением; они же преподаются на курсах жизненной мудрости. Вот они: живи сегодня (еще говорят: «живи в отсеке сегодняшнего дня» – так сформулировал знаменитый гуру современного человечества Дейл Карнеги); решай проблемы по мере их возникновения; нет ни завтра, ни вчера – есть только сегодня.

Потребительский кредит приучает к жизни в долг, в то время как традиционные жизненные ориентиры осуждали такую позицию; считалось, что на приобретения надо деньги копить. Но глобальному бизнесу привычка к накоплению не выгодна: если человек копит, положим, на жилье, он не тратит денег на милые пустяки. А милые пустяки – это огромный оборот. По некоторым сведениям, торговля и общественное питание в аэропортах приносит больше дохода, чем авиаперевозки, хотя кажется чем-то сугубо вспомогательным и второстепенным.

Привычка жить в долг приводит к совершенно ложному представлению о своих реальных материальных возможностях. Простой обыватель начинает ощущать себя гораздо более имущим, чем есть на самом деле (что, кстати, дополнительно утверждает его мнение о себе как о пупе земли и повышает общий уровень позитивности).

К примеру, перед кризисом 2008-го года на Кипре доводилось наблюдать такую картину. Привозили целые самолеты англичан, далее их перегружали в автобусы и везли к местам продажи недвижимости, где они в долг скупали всю подряд предлагаемую недвижимость на стадии проектирования. Простецкий вид пассажиров этих автобусов напоминал те давнишние автобусы, которые приезжали когда-то в Москву «за колбасой». Только вот эти лихо скупали дома и землю на Средиземном море. Они что – все такие богатые? Да вовсе нет. Всё это дело, понятно, финансировали банки тогдашними дешевыми и изобильными деньгами.

Такое поведение как банков, так и обывателей привело к раздуванию ипотечного пузыря и далее к кризису. Жизнь в кредит – это вообще огромный соблазн для «малых сих», и этим соблазном широко пользуется глобальный капитализм. Но прежде чем это всё заработало, понадобилось отключить естественную человеческую опасливость: а что же дальше-то будет? Смогу ли я расплатиться? Вот именно для того, чтобы таких мыслей не возникло, ему и говорят: живи сегодня, завтрашнего дня нет.

Интересно, что под влияние этой философии попадают не только простые обыватели (что объяснимо и простительно), но и «мужи разума и совета» – например, правительство Соединенных Штатов и др. стран. Наращивание государственного долга, не говоря уж о долге корпораций, ощущается как не слишком прекрасное, но вполне допустимое явление.

Возможно, здесь мы имеем дело с часто наблюдаемым обстоятельством: пропагандист или торговец сам оказывается жертвой своей пропаганды, т.е. начинает искренне верить в то, что сам же и придумал для манипуляции другими людьми. Это часто случается с политическими и коммерческими пропагандистами. Это очень заметно в последних дневниковых записях Геббельса, это же я повседневно наблюдаю в рассказах продавцов прямых продаж. (Кстати, в Германии «пропагандистом» называют человека, который стоит где-нибудь на выставке и показывает в действии какой-нибудь прибор или устройство, сопровождая это непрерывным рассказом и ответами на вопросы публики. Это лишний раз подтверждает неоспоримое: политический пропагандист и торговец – люди одной профессии).

Впрочем, возможно, что со стороны правительства США есть какой-то далеко идущий замысел, который пока не раскрывается. Мне лично кажется, что первая точка зрения вернее.

Жизнь в отсеке сегодняшнего дня приводит к тому, что обсуждение будущего в прессе и литературе возможно только в стиле фэнтези или гороскопов. Тут возможны и лучезарные прогнозы, вроде превращения Москвы в мировой финансовый центр и удвоения ВВП, и страшилки, вроде схода земли с орбиты под влиянием астероида. Всё возможно в мире сказки. Единственно, что невозможно, это любое конструктивное обсуждение даже самого близкого и непосредственного будущего: что, например, случится с техническими устройствами, если не делать амортизационных отчислений и не производить ремонта. Такое будущее нам не нужно, оно не позитивно, обсуждение его блокируется.

Думать о проблемах – не позитивно. Их полагается решать по мере возникновения. Возникла проблема – ну и решай, а не возникла – живи себе в отсеке сегодняшнего дня. Крымск затопило – дали пособия. Дорога развалилась – дали денег, чтоб построили новую. Стимул – реакция. А отчего затопило да почему развалилось – Бог весть, никто даже не задумывается. И правильно: причины и истоки лежат за пределами отсека сегодняшнего дня, а полагается сидеть в отсеке и не высовываться. К сожалению, ржавые железки не восприимчивы к современной философии и разваливаются с нарастающей скоростью. Но думать об этом – непозитивно.

Жизнь, сведенная к одному дню, стала плоскостной, лишенной перспективы – как детский или средневековый рисунок. Законы перспективы тоже ведь когда-то открыли и научились рисовать, а до того – всё было на одном плане. В нашей песочнице всё опять стало плоским.

Нормальный здравый смысл все-таки противится мотыльковой философии «живи сегодня». Такая философия вызывает смутный протест, выражением которого представляется мне рост интереса к исторической литературе. Это неосознанное стремление поместить себя в контекст общенародной жизни, в какие-то более обширные рамки, чем предписывают заветы гедонистической философии. Впрочем, возможно, это просто смена сказки: кто-то живет среди эльфов, кто-то при дворе Людовика XIV.

Кто заказчик сказки? Кто хозяин острова дураков и зачем он ему нужен? У Носова, если помните, с коротышек, превратившихся от неумеренных развлечений в баранчиков, состригали шерсть и ее продавали. А как обстоит дело с островом дураков, вместившим всю нашу жизнь? Возник ли он сам или был кем-то придуман и спроектирован? Очевидно, что за ним любовно ухаживают, но вполне ли он рукотворен изначально или его возникновение стихийно?

Кто хозяин острова дураков?

Меня давно интересовало: наша песочница возникла сама или она была кем-то спроектирована?

Она, безусловно, базируется на прочном естественном фундаменте. Сказочно-игровой образ мышления – это естественное проявления сознания современного городского дикаря. Такой образ мышления складывается сам по себе, если не насаждать обратного – рационализма и научного склада сознания. Если не культивировать научную картину мира. Такое мышление – это натура, т.е. то, что дано само по себе. Научная картина мира и детерминизм – это культура, т.е. то, что требует насаждения и воспитания. Специального целенаправленного усилия.

Сегодня и школьное (и во многом вузовское) обучение – это калейдоскоп разных прикольных сведений. В результате такого обучения складывается то, что называется «клиповым мышлением». Это яркие стеклышки дикаря: поднял – повертел – бросил – поднял следующее. Общий подход – никого не затруднить и не обременить. Ничего не надо запоминать: потребуется – посмотришь в Яндексе. Не надо знать законы природы – это нудьга. А потребуется – ну, кому потребуется, тот и узнает.

Когда Мичурин выводил свои новые сорта, он брал крепкий, жизнестойкий дичок и прививал к нему нечто изысканное. В основе современного образа мышления лежит тоже крепкий дичок – это умственная «натура» городского простого человека.

На этот дичок прививается… Что прививается? Высокая культура? Конечно нет! Прививается махровая разновидность того, что уже есть в голове современного дикаря. Вроде как бывает ромашка дикая, маленькая, а бывает садовая, махровая, здоровенная. Так и тут. Например, простые люди обожают сплетни о чужой жизни. Сплетни были всегда – на сельских завалинках, на коммунальных кухнях, в гарнизонных поселениях. Но все-таки прежде сплетничать считалось как-то не совсем хорошо, это делали, но оглядчиво. Поп-культура вырастила на этой естественной склонности целую индустрию – истории из жизни звезд, транслируемые по всем каналам массовых коммуникаций. Некоторые специализируются на трэш-историях: про педофилов, бомжей, «ранее судимых и нигде не работающих». Эти истории имеют огромное хождение и неизменный успех. Трэш-истории хороши тем, что на их фоне серая жизнь маленького человека начинает казаться ему феерически прекрасной. Истории о звездах и обитателях дна дают простому человеку очень много. Он, с одной стороны, приобщен к высшему свету – через звезд и, с другой, имеет приятный контраст с собственной жизнью в лице бомжей и наркоманов.

Голова простого человека до краев заполнена историями из быта звезд, разного рода известиями о личной жизни известных людей. Они думают об этом, перемывают в своем сознании косточки героям глянца и гламура. Вспомнилась забавное. Семья топ-менеджеров международной компании взяла няньку для своего мальчика. Няньку отбирали придирчиво: чтобы непременно с педагогическим образованием, с опытом работы в начальной школе. Наконец нашли. Я познакомилась с этой нянькой на берегу нашего лесного озера, где резвились наши дети. Она сидела со стопкой цветных журналов и прилежно их читала. Иногда она даже от усердия морщила лоб или, прервав чтение, запрокидывала голову и шевелила губами, как делает человек, желающий что-то запомнить. Это были истории из жизни звезд. Я поинтересовалась: интересно? «Очень интересно, – был ответ. – Это единственный толковый журнал, остальные чепуху несут. Ведь, вообразите, раньше писали, что у певца Х было шесть жен, а на самом-то деле – всего четыре, да и то на первой он женился из-за московской прописки, а третья от него ушла сразу после свадьбы – представляете?» Вот этим наполнена голова опытного педагога, отобранного в результате придирчивого кастинга.

Дикарь не знает о существовании законов природы. Чтобы вышло как хочется, с его точки зрения, надо провести какие-то ритуальные действия. Древний дикарь молился своим божествам, приносил жертвы, практиковал ритуальные пляски. Современный – предпочитает побузить как-то. Или выйти на улицу и ПОТРЕБОВАТЬ. Что потребовать? Чаще всего – ПОЛОЖИТЬ КОНЕЦ БЕЗОБРАЗИЯМ. Это тоже своего рода ритуальная пляска. Оба они равным образом далеки от понимания того, как устроена та действительность в которой они живут и на которую пытаются как-то воздействовать. Никого не интересует, как это устроено, можно ли что-то сделать и какую цену за это надо заплатить. Такие рассуждения – это вообще нудьга, она никому не интересна.

При этом маленькому человеку внушается, что он – важный и главный. Он непрерывно подвергается опросам, истина постепенно заменяется результатами он-лайн голосования. Любопытно, что простой человек имеет суждение по любому поводу: он кому-то там доверяет, кому-то не доверяет, высказывается по самым разным вопросам, в том числе и о том, о чем в процессе опроса только что узнал.

Как и полагается дикарю, современный человек постоянно приплясывает, что-то такое выкрикивает, выражает свои эмоции. Он прямо-таки летит по воздуху, как это стало принято на рекламных картинках. Помню, как-то показали по телевизору съезд Демократической партии США. Как же это похоже на тусовку сетевого маркетинга – просто один в один: воздушные шарики, выкрики, приплясывания. Это тренд современной жизни, это та самая глобальная песочница.

Так вот кому и зачем она нужна?

Глобальная песочница нужна современному капитализму. Нужна, чтобы впаривать монбланы никому не нужной чепухи, которую необходимо производить и сбывать, чтобы не остановились колеса глобальной экономики. Средний человек просто обязан непрерывно хотеть чего-то новенького, прикольненького, ярконького, звучненького. Едва получив это – он должен немедленно начинать хотеть нового – точно такого же, но нового. Это свойство дошкольника: непрерывно хотеть новую игрушку, а получив – немедленно терять интерес к старой. Модой, престижем сегодня охвачено и промаркировано буквально всё. Вот поколение назад была швабра или сковородка. А сегодня – есть модные и престижные швабры или самоновейшие сковородки, при появлении которых старую нужно немедленно отправить на свалку. Или, если нет такой возможности, по крайней мере, начать мечтать о новой, остро переживая свою отсталость и немодность. Можно, наконец, взять кредит и купить новую – это уж если совсем невозможно жить в отсталости от современных трендов и брендов.

Изображение

Когда-то министр наробраза Фурсенко признался: задача его ведомства – формирование культурного потребителя. И, надо сказать, наробраз подстраивается под эту задачу. Чем меньше современный дикарь имеет представления о строении вселенной – тем бойчее идет процесс впарки. Я помню, несколько лет назад продвинутые домохозяйки носились с кастрюлями, в которых не только не исчезают витамины из приготовляемых продуктов, но даже и прибывают, прирастают количеством. Как нечто может возникнуть из ничего? Да запросто! Это в нудном, сером мире детерминизма и всякой этой естественнонаучной нудьги они не могли возникнуть, а в дивном, новом, прикольном мире – очень даже могут. Как возникают? Да так, знаете… Под влиянием чудо-кастрюли. Чего не случается в нашей песочнице!

Песочница нужна не только экономике. Она нужна современной политике. Нужна чтобы за ширмой народного волеизъявления сильные и хитрые могли невозбранно обделывать свои делишки. Это вы, вы, всё понимающие носители государственного суверенитета, своим голосованием выбираете «менеджеров» для управления вами. Что-то не так? Ну тогда нужно побузить на площади с привлечением звезд шоу-бизнеса. Побузили – разошлись. Чего именно они хотят? Как ЭТО выглядит? Обитатели песочницы не задаются такими вопросами, они их даже не задают. Это не их способ мышления. И прекрасно! Хитрым и властным именно это и требуется.

Самое лучшее, надежное решение для современных хозяев жизни – это воспитать умственных шестилеток. Веселеньких таких, позитивных дошколят. Недаром герой современной рекламы – оптимистический дебил. Он – герой нашего времени, как когда-то был Павка Корчагин или Робинзон Крузо. Он радостно лыбится стоматологической улыбкой и говорит: «Гы-ы-ы!!!» Этим он и ценен. За это и любим хозяевами Острова Дураков.

http://domestic-lynx.livejournal.com/74480.html

http://domestic-lynx.livejournal.com/74722.html

http://domestic-lynx.livejournal.com/74850.html

http://domestic-lynx.livejournal.com/75033.html

http://www.human-crisis.com/2013/02/blog-post_8.html

скептик » 13 янв 2016, 02:13

Рождественский ролик от которого умерли все девушки России
Видео Волшебное Рождество в Москве 7минут
https://youtu.be/kYyBttUYPeE
посмотрите сначала ролик, а потом сравните свои ощущения с некоторыми комментариями , они ниже на этой странице.
Сразу не читайте, а то будет не интересно.



















































MrDarkEzh Год назад
Идея норм, но все так не по-русски. Рождество это вам не олени с подарками под елкой, это не джингл беллс в троллейбусе, это не порно на весь экран перед людьми. Уважайте отечество и родную культуру, а не продвигайте в массы всякие халоуины и прочую херню. Вы все тут поголовно гораздо лучше знаете традиции западных праздников, чем родных.



TheRoughmen Год назад
Ванилька про красивую сказку-мечту-жизнь. Очень форматная и очень вписывается в современную русскую культуру жизни в социальных сетях. Да-да, вы думаете что вы уникальны когда постите чью-то очередную глубокую мысль у себя на стене в обрамлении красивой картинки и думаете что вы что-то большее, чем среднестатистическое ничто когда отстаиваете свою русскость лайкая очередной демотиватор на тему "Эту страну не победить". И не нужно, уже победили - пара живет в стерильной квартире, которую от всех признаков реального быта протерли тупым благосостоянием; неприкаянные в канун Нового Года мужики едут в троллейбусе, играют и поют Jingle Bells; рождественский олень бродит по улице, вот только у кого в культуре в рождество появляются олени? И в финале очередного шоу от Опры Уинфри, выжимая слезу секунда в секунду точно по заранее спланированному сюжету, молодой красивый парень сознается что хочет двух дочек - дружный вздох умиления прокатывается по миллионной аудитории. "Это не наши ценности" - скажите вы - "по сюжету это просто сон парня". "Уже давно ваши" - скажу вам я - "сюжеты не пишутся просто так, к тому же вы уже лайкнули". Всего вам хорошего и удачи во всем! 


TheMarinarello 2 года назад
Какое-то всё надуманное, слизанное с американского кино. А своего, родного - ничегошеньки! ... Олени,на которых ездит Санта Клаус, а не сани с Дедом Морозом, "jingle bells' вместо "В лесу родилась ёлочка", попкорн... Молодожены в собственной квартире с каким-то нереальным евроремонтом... Мне откровенно грустно и противно, что вместо того, чтобы снять всё самое прекрасное и родное русскому сердцу, нам показывают наискучнейший, бездарно слизанный ролик с американской попсятиной. 


Kin Kin 2 года назад
москвичи походу уже Рождество отмечают на западный манер, раньше Нового Года. И не надо просить досмотреть видео до конца, на 7:04 синим по серому написано "С 20 ДЕКАБРЯ 2013 ГОДА по 8 января 2014 года РОЖДЕСТВО а улицах Москвы". Почему РОЖДЕСТВО уже с 20 декабря!?!? Потому что у католиков оно начинается 25декабря. Мы не католики, не надо нам впаривать это дерьмо. 

« Манипуляция нашим сознанием, душой и телом.