Рождение ребенка. Как воспитывают ИНДЕЙЦЫ своих детей. И почему их дети не плачут?

Ответить

Ледлофф Жан » 07 апр 2007, 23:39

Ледлофф Жан (Jean Liedloff Bringing up a happy child )
Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности

Ж. Ледлофф провела два с половиной года в племенах южноамериканских индейцев, где в отношениях между взрослыми и детьми царит полная гармония, которой так не хватает в цивилизованном обществе. Ж. Ледлофф пришла к выводу, что если мы будем обращаться с детьми так, как это делали наши предки на протяжении тысячелетий, наши малыши будут спокойными и счастливыми. Эта книга о том, как важно, воспитывая ребенка, прислушиваться к собственной интуиции, а не к советам «экспертов» в области ухода за детьми.

Отрывок иэ этой великолепной книги, полный текст скачать

Давайте понаблюдаем и сравним поведение индейцев екуана и представителей нашей культуры. Жизни ребенка, которого постоянно держат на руках (эта традиция уходит корнями во времена каменного века), и младенца из современного общества отличаются как небо и земля.

С рождения дети континуума
континуум — истинное, существующие в течение многих поколений потребности человека , заложенные в каждом человеке ожидания и тенденции развития.
постоянно присутствуют при любой деятельности своих родителей. С того момента, как пуповина отделена от ребенка, его жизнь уже полна событий. Пока ребенок в основном спит, но и во сне он привыкает к голосам людей своего племени, звукам их деятельности, толчкам, резким и неожиданным движениям и остановкам, к давлению на различные участки его тела, когда родитель меняет положение ребенка, совмещая текущую деятельность или отдых с уходом за своим чадом. Младенец также познает ритмы дня и ночи, изменения температуры своего тела и приятное ощущение безопасности и тепла от прикосновения к живой плоти родителя. Ребенок осознает эту настоятельную потребность лишь тогда, когда его вдруг отнимают от уютного тела. Его безоговорочное ожидание именно таких событий и уверенность в том, что ему нужен именно такой опыт, поддерживают континуум человека.

Малыш ощущает эту «правильность» и поэтому лишь изредка извещает родителей о своих потребностях плачем. Деятельность ребенка в основном ограничивается сосанием груди матери и опорожнением кишечника. Когда возникает такое желание, его реализация доставляет маленькому человечку глубокое удовлетворение. Если он не занят этим, то просто изучает мир и привыкает к ощущению, что значит быть на этой свете.

Во время этого, назовем его «ручным», периода (периода, когда ребенок в основном находится на руках у родителей — примерно с рождения до момента, когда он начинает ползать) малыш получает опыт, отвечающий его врожденным ожиданиям, которые потом сменяются новыми, также требующими соответствующего опыта. Движется малыш очень немного и в основном пребывает в расслабленном, пассивном состоянии. Он, конечно, не похож на тряпичную куклу: мышцы, безусловно, имеют тонус, — но ребенок пользуется лишь минимумом своей мышечной силы для наблюдения за происходящим, принятия пищи и опорожнения кишечника. У него есть еще одна нелегкая задача: удержание в равновесии головы и тела (для того чтобы наблюдать, принимать пищу и облегчаться) во множестве различных положений, что зависит от действий и поз человека, который держит ребенка.

Малыш может лежать на чьих-то коленях и лишь иногда соприкасаться с руками, которые делают что-либо над ним, например, шьют, гребут веслами в каноэ или готовят пищу. Ребенок чувствует, как колено вдруг наклоняется, и рука берет его за запястье. Колено исчезло, а рука стала сжимать еще сильнее, затем она поднимает малыша в воздух, и вскоре он находится в новом положении, соприкасаясь с телом взрослого. Теперь уже руки исчезли, а локоть прижимает тело ребенка к бедру, чтобы наклониться и подобрать что-то свободной рукой, при этом на мгновение ребенок оказывается в положении вниз головой. Потом мать двинулась в путь, побежала, снова пошла, ребенок при этом чувствует разные ритмы движения и множество толчков. Затем, возможно, его передали другому человеку, и у ребенка появились новые ощущения: новая температура тела, гладкость и запах кожи, тембр голоса, телосложение; может быть, это костлявая старушка, может, ребенок с пронзительным голосом, а может, и мужчина, говорящий басом. Или же ребенка снова подняли за одну руку и погрузили в прохладную воду, обрызгали и обмыли, затем стряхнули струйки воды ладонью. Его водружают обратно на влажное бедро взрослого, которое греет ребенка, тогда как все остальное тело постепенно охлаждается на воздухе. Он чувствует тепло солнца или же пронизывающую прохладу ветра, или же и то и другое одновременно, когда с солнечной поляны он вдруг попадает в тень леса. Малыш уже почти высох, но неожиданно хлынул дождь и облил его с ног до головы. Но вот наконец он дома, холод и влага сменились на тепло пламени в домашнем очаге, которое согревает его гораздо быстрее, чем тело матери.

Иногда в деревне бывают вечеринки, и малыш, уже спящий, чувствует довольно резкие толчки и встряски, пока его мать подпрыгивает и танцует в ритме музыки. Во время дневного сна его ожидают похожие приключения. Ночью мать спит рядом с ребенком, как обычно, касаясь его своим телом, и он ощущает движения, слышит ее дыхание и иногда тихое посапывание. Она часто просыпается, встает со своего гамака и, сжимая дитя между бедром и туловищем, подкладывает дрова и ворошит угли, поддерживая огонь в очаге. Если ночью ребенок просыпается голодным и не может сам найти грудь матери, то он извещает ее о своей потребности. Она дает ему желаемое, и спокойствие безо всяких усилий снова восстановлено. Его полная событиями жизнь мало чем отличается от жизни миллионов предков и отвечает его внутренним ожиданиям.

Деятельность ребенка во время «ручного периода» очень ограниченна, но все же он получает разнообразный опыт, находясь на руках занятого делом человека. По мере того как ожидания ребенка удовлетворяются и он становится психологически развитым и готовым к получению нового опыта, он подает сигнал, означающий изменение ожиданий в соответствии с его внутренними импульсами. Эти сигналы правильно истолковываются врожденным инстинктом его родителей. Когда ребенок улыбается и агукает, это вызывает у родителей удовольствие и желание провоцировать эти замечательные звуки как можно чаще и слышать их как можно дольше. Быстро избирается подходящий для этого способ, который, поощряемый реакцией ребенка, повторяется вновь и вновь. Позже, по мере повторения, этот способ уже не вызывает у ребенка такого восторга, и его реакция дает понять взрослому, чтобы тот изменил свое поведение.

Вот пример такого поведения. Все начинается с горячего поцелуя лица или тела ребенка. Он улыбается и агукает. Еще один поцелуй. Ребенок выказывает еще больше восторга, таким образом поощряя родителей. Восторженные возгласы и блеск глаз малыша — это не потребность в тишине и покое, ласке, еде или перемене обстановки, а явный признак эмоционального возбуждения. Интуитивно взрослый трется носом о грудь ребенка, что также им приветствуется. Тогда мать еще больше возбуждает малыша, издавая звук «б-б-б-б-б-б» и щекоча губами его тело.

Ребенок, заранее предчувствуя свою реакцию, начинает радостно вскрикивать и агукать, когда этот дарящий удовольствие рот еще только приближается к телу. Мать, отец или ребенок, принимающие участие в игре, понимают, что можно привести малыша в еще больший восторг, если его немножко поддразнить. Просто нужно подносить губы к его телу не сразу, а выдержать паузу, но не слишком долгую, иначе ребенок потеряет интерес к игре, и не очень короткую, чтобы он имел возможность получить максимум удовольствия.

Может быть другой вариант игры. Взрослый держит ребенка на вытянутых руках, а затем прижимает его к своему телу, где дитя чувствует себя в полной безопасности. Контраст между пугающим одиночеством вдали от взрослого и его уютным телом, между движением от безопасного тепла и возвращением невредимым, радость от успешно пройденного испытания на расставание с безопасной зоной и возвращением обратно — это начало психологического развития, перехода от «ручного периода» к другим этапам жизни с максимальным багажом опыта и желания.

Когда положение на вытянутых руках испробовано в различных вариациях и из него выжато все возможное удовольствие, на смену ему приходит легкое покачивание вверх-вниз с ослаблением силы хватки рук в самой верхней точке. Привыкнув и к этому, ребенок захочет чего-нибудь более захватывающего; тогда его подбрасывают вверх и ловят. По мере того как его уверенность в себе все крепнет, а страх отступает назад, ему позволяют лететь выше и выше и ловят все ниже.

Точно так же взрослые учатся у младенцев играм, развивающим волю и уверенность в себе через разные органы чувств. В игре в прятки мама или родственник прячется, а потом снова появляется в поле зрения ребенка. Игра сопровождается неожиданными и громкими звуками, к примеру: «Бу!» — ребенок встревожен, но видит, что это всего лишь мама и нет причины для беспокойства. Игрушки типа фигурки, выпрыгивающей на пружине из коробочки в момент ее открытия, помогают побороть испуг и его последствия, делают ребенка более уравновешенным. Иногда подобные игры затевают сами взрослые.

Например, индейцы екуана, зная слабость детей к таким развлечениям, купают их в разных водоемах, при этом наблюдая за реакцией и сигналами ребенка. С рождения ежедневная ванна — обязательная процедура для малыша, но помимо этого его купают в быстрых реках, сначала опуская в воду лишь ступни, потом ножки и, наконец, все тело. По мере того как уверенность малыша растет, выбираются реки со все более бурным течением, со стремнинами и водопадами, увеличивается также и время купания. Прежде чем он начнет ходить и даже мыслить, ребенок екуана уже неплохой специалист в определении на глаз глубины реки, силы и направления течения. Индейцы екуана считаются одними из лучших в мире гребцов на каноэ по горным рекам.

Органы чувств ребенка получают огромный и разнообразный материал в виде событий и предметов, с тем чтобы тренировать и совершенствовать свою деятельность и взаимодействие с головным мозгом.

Первый свой опыт ребенок в основном получает от тела занятой матери. Ее постоянное движение и деятельность дают младенцу представление об активной жизни. Постепенно он усваивает, что движение — это одно из свойств этого мира, которое будет всегда ассоциироваться с уютным чувством самости, открытым в «ручном периоде».

Противоположное происходит, если ребенок в основном находится на руках у человека, который предпочитает сидеть без движения. Конечно, это избавит малыша от муки одиночества, чувства ненужности и оторванности, однако не даст ему прочувствовать темп жизни и действия. Если ребенок активно поощряет взрослых к стимуляции его органов чувств, то это первый признак, что ему необходимо движение для своего дальнейшего развития. Мало двигающаяся мама дает малышу представление о жизни как о чем-то скучном и тягучем, что вызывает в нем непоседливость и суетливость — признаки недостатка стимуляции со стороны матери. Он будет ерзать и подпрыгивать на ее коленях, демонстрируя свои желания, или же махать руками, предлагая маме двигаться побыстрее.

Аналогично, если мать относится к ребенку, словно к хрупкой хрустальной вазе, то ему будет казаться, что он таков и есть. И наоборот, грубоватое и бесцеремонное обращение позволит ему ощущать себя сильным, выносливым, умеющим приспособиться к любым условиям и ситуациям. Ребенку не просто неприятно это чувство хрупкости, слабости и уязвимости, оно мешает дальнейшему развитию и создает проблемы в старшем возрасте.

Сначала малыш получает опыт от тела взрослого, держащего его на руках, в виде звуков, запахов, вкуса, тактильных ощущений и зрительных образов, а затем по мере развития познавательных способностей его опыт расширяется до восприятия различных событий и предметов. Ребенок начинает строить ассоциации. В хижине всегда темно, когда пахнет пищей, и почти всегда темно, когда пахнет костром. Светло во время купания и большинства походов пешком. В основном температура воздуха комфортнее в темноте, чем на ярком свете, когда часто невыносимо жарко или холодно из-за дождя и ветра. Но любые изменения встречаются спокойно, а разнообразие событий даже приветствуется. Основная потребность быть на руках удовлетворена, поэтому ребенок беспрепятственно развивается на основе того, что он видит, слышит, чувствует, ощущает. Событие, которое испугало бы неподготовленного взрослого человека, вряд ли будет даже замечено ребенком на руках. Перед его глазами появляются и исчезают человеческие фигуры, над головой шумят кроны деревьев. Без всякого предупреждения темнота сменяется светом, день — ночью. Гром и молнии, лай собак, оглушительный рев водопадов, треск деревьев, пламя огня, проливные дожди, внезапное погружение в реку — ничто не беспокоит этого малыша. Вспомните о том, в каких условиях жили и развивались его предки, и станет ясно, что его бы скорее испугала тишина и продолжительное отсутствие всяческих внешних стимулов.

Если ребенок по какой-то причине все же плачет во время беседы взрослых, его мать тихонько шепчет «тсс-с» на ухо малышу, чтобы отвлечь его от плача. Если это не помогло, она покидает группу беседующих и успокаивает его в сторонке. Она не навязывает свое желание ребенку и прерывает свое дело (беседу с людьми), не выказывая и тени осуждения и недовольства поведением ребенка и тем, что ее оторвали от беседы. Мать екуана редко замечает то, что чадо обслюнявило ее одежду. Если же она и вытирает ему рот тыльной стороной ладони, то это делается как бы по ходу дела, не уделяя повышенного внимания, то есть так, как если бы она ухаживала за собой. Если ребенок мочится или опорожняется, она и ее подруги могут рассмеяться. Она быстро отставит ребенка от себя и будет держать до тех пор, пока он не закончит. Для нее это вроде игры, проверка своей реакции, но если произошло непоправимое и дитя сделало свои дела прямо на нее, то мать и женщины вокруг будут смеяться еще громче. Волноваться нечего: влага с легкостью просачивается сквозь грунтовый пол, а экскременты незамедлительно убираются листьями. Рвота или отрыжка части содержимого желудка, нормальное явление для наших детей, происходит настолько редко, что на моей памяти это было лишь однажды и то у ребенка с высокой температурой.

Неужели наши специалисты верят, что природа не позаботилась о том, чтобы человеческий детеныш не страдал от несварения всякий раз, как он попил молока своей матери? Они предлагают похлопать по спине лежащего на плече ребенка якобы для того, чтобы помочь ему отрыгнуть воздух, проглоченный во время кормления. Часто ребенка рвет именно в процессе похлопывания. Неудивительно, что от таких стрессов наши дети постоянно болеют. Напряженное тело, выгнутая спина, ходящие ходуном ноги и руки, вскрикивания — верные признаки постоянного, глубоко укоренившегося дискомфорта.

Детям екуана особые процедуры после кормления требуются не более чем детенышам животных. Отчасти это можно объяснить тем, что екуана кормят своих детей днем и ночью гораздо чаще, чем цивилизованные родители. Но скорее всего ответ кроется в постоянно напряженной среде, в которой находится наш ребенок, так как даже когда малышей екуана оставляют днем на попечение старших детей и у первых нет возможности прикладываться к груди матери по своему желанию, все равно они никогда не страдают коликами.

Позже приходит время приучать малыша следить за домашним порядком, и его непременно выставят за дверь, если он пописал или покакал в хижине. Но к тому времени ребенок уже настолько привык к ощущению своей правильности и к тому, что таковым его считают соплеменники, что вся его общественная жизнь естественным образом протекает в гармонии с жизнью его племени. Если же действия малыша встречаются неодобрением, то он знает, что взрослые недовольны лишь его отдельным поступком, а не им самим в целом, поэтому малыш склонен подчиняться требованиям. У него нет причины защищаться от взрослых, его верных и мудрых друзей, или даже иметь свое, отличное от взрослых, мнение.

Вот так живут люди, которые следуют своей природе коллективных животных. Мы же, как это ни удивительно, совершенно забыли правильный образ жизни.

Рябинка » 18 янв 2014, 01:16

Книге Жанны Лендлофф "Как вырастить ребёнка счастливым" 25 лет, это психологические наблюдения и выводы. Выводы настолько неординарные, что могут оказаться близки к нахождению выхода, не находимого выводами ординарными.

Книга очень известная, тысячи или сотни тысяч родителей воспитывают детей, опираясь на философии. Ж. Лендлофф и мой опрос на форумам говорит о том, что такие дети практически не имеют никаких комплексов неполноценности.

Кто не знаком с книгой "Как вырастить ребёнка счастливым" , постараюсь отметить основное.

Жанне удалось прожить несколько лет в одном диком племени, и женщина была поражена гармоничными добрыми отношениями, царящими внутри довольно воинственного племени. Европейская женщина, имеющая прекрасную наблюдательность и умение сопоставлять факты, сделала и обосновала выводы о том, что в диком обществе нравы и люди гораздо чище и добрее цивилизованных, свободны от комплексов «кто лучше» и других, народ полностью самодостаточен.

И эта умная женщина сделала вывод о том, что причина самодостаточности лежит в воспитании ребёнка, и то, что дети в этом племени почти никогда не плачут и не борются за первенство – говорит не только о правильности воспитания «диких» детей, но и неправильности воспитания европейского.

Мало того, показывая уклад «дикой» племенной жизни, его естественность, автор приводит к пониманию того, что именно привычное в цивилизованном обществе воспитание детей приводит к обязательному появлению комплексов, стремления любым путём выделиться, неуспокоенности.

То есть всё то, что мы сейчас наблюдаем в мире – алчность, властолюбие, жлобство, равнодушие, желание возвыситься и унизить – это суть комплексы неполноценного детства, комплексы недолюбленных детей.

О том, что это не шутка, что детские травмы могут давать последствия для судеб мира говорит хотя бы тот факт, что в большинстве случаев у маньяков ставится диагноз «последствия детской травмы».

Ж. Лендлофф раскрывает глаза на обычное – малыш, плачущий в кровати, получает ни с чем не сравнимую травму, он не понимает времени и соответственно не понимает, что через минутку мама придет. Он реально ощущает себя брошенным, навсегда оторванным от своей половины –Мамы. И такую серьёзнейшую травму он получает по нескольку раз в день.

Представьте, что от взрослого человека навсегда уходит любимый человек. И такой стресс он испытывает по несколько раз в день. Взрослый человек никак не выдержит таких стрессов, у малыша же есть запас прочности, но он истощается. Это остаётся с человеком на всю жизнь, привлечь внимание. Любым способом. И испытывать вечную неуверенность в том, что ты нужен.

Дикари же НИКОГДА не расстаются со своими маленькими детьми, даже когда работают. Ко времени самостоятельного хождения малыши сполна получают порцию маминого участия и ни разу не брошенные не зарабатывают никаких комплексов.



В племенах папуасов,описанных в книге,отсутствует паразитизм напроч, все при деле,при чём никто никого не заставляет работать. Там и слова то такого нет - работа. Там это естественное состояние здорового человека. Если вы,будучи здоровым,не захотите работать,никому и в голову не придёт вас попрекать,подумают,что вы больны. В книге описан случай,когда один европеец(родом из племени) так пять лет прожил на халяву. Ему носили еду и ухаживали,потом ему самому стало скучно и он стал ловить рыбу и т.д.

Суть книги Ледлофф в показе РАЗНИЦЫ правильного и неправильного воспитания детей. Первое ведёт к ощущению счастья всю оставшуюся жизнь независимо от обстоятельств,второе - к вечному НЫТЬЮ и недовольству.



Так вот, я – "долюбленный" ребёнок, я до школы спал с матерью, и сейчас помню её запах. Я всегда ощущал её заботу и любовь. То же и с моей сестрой, она была светлым человеком.

Видимо именно поэтому никогда не смогу понять устремлений человека с комплексами обделённого, какими наверняка являются «хозяева жизни» и им завидующие.
И именно люди с комплексами обделённого, завидующие (не путать с возмущающимися) « хозяевам жизни», никогда не смогут понять людей без комплексов. Понимание ценностей жизни абсолютно разное.

Поэтому считаю, что возможно именно отрыв от правильности с пелёнок привёл к тому, что мир сходит с ума, что получившиеся проблемы есть следствие детских проблем – ведь дети вырастают и творят историю…

В неправильном с пелёнок мире ну никак не возможно вдруг построить правильную модель жизни – «как господа, мы не садимся, всё в музыканты не годимся»
А всё Европейское движение, Европейская цивилизация построена на обслуживании интересов людей, имеющих с детства травмированную психику. Ведь нет здорового ответа на вопрос, для чего человеку несметные богатства или желание власти над людьми?

Вопрос:
-Если Ж. Лендлофф права, и в основе сегодняшних отношений лежит обслуживание интересов людей, получивших детскую травму, недолюбленных в своё время и пытающихся собрать недополученное внимание, то есть ли смысл в попытках регулирования таких общественных отношений, если они изначально, по причине первенства интересов именно нездоровых людей, не могут быть отрегулированы?
-Не правильнее для решения накопившихся проблем, становления людей счастливыми, начать с источника проблем – ращения детей счастливыми. Всё остальное приложится.



Книжку прочитал. Книжка - супер. Высший класс. Тетенька однозначно не зря прожила свою жизнь.

По глубине и силе мысли эту книжку можно сравнить... В общем, прочитанные мной тексты, сопоставимые с этой книжной по глубине и силе я, наверно, могу пересчитать по пальцам одной руки. Некоторые фразы - как колодцы. Вроде бы ничего особенного, а если присмотреться, то с оторопью понимаешь, что голубоватый отсвет внизу - это не отражение в воде, а небо на другой стороне Земли. Потому что колодец-то без дна.

А по полезности я даже не знаю, с чем эту книжку можно сравнить. Может быть, с правилами дорожного движения?




http://forum.filosofia.ru/viewtopic.php?f=13&t=2611
там на философском сайте одни иверы, они такие книги не читают и обсуждать не любят. Иверы сразу чувствуют гойский дух - "Я же говорил, всё это бессмысленно, здоровые вещи тут не любят, вот если бы мы какое-нибудь извращение предложили, уже бы сто листов комментариев написали." Автор чувствует, насколько это важная книга, но
не знаком с иверологией и искренне не понимает, почему Ж.Л. никого не интересует.

« Детство. (Маме, папе, бабушкам)