Государсто и детская психология. К культуре, вверх, детей надо тащить, а вниз и сами сползут.

Ответить
Олег Верещагин - сельский учитель на Тамбовшине, читайте и другие его интересные статьи http://zhurnal.lib.ru/w/wereshagin_o_n/


Я люблю читать выпускаемые сейчас практически всеми издательствами книги по детской психологии. Иногда даже покупаю их, хотя, в принципе, на этот симпатично оформленный мусор денег жалко, потому что вот уже несколько лет, как я научился предсказывать, о чём будет говориться в очередной книге, не открывая её. Как правило, это круто замешанные на Фрейде советы по трём вопросам:

а) секс;
б) бухло и наркотики;
в) бабки и их зашибание.

Судя по мнению авторов, именно из этих аспектов и состоит психология подростка. Впрочем, некоторые «перлы» – из особо выдающихся – я, как уже было сказано, всё-таки покупаю. Например, не столь давно попала мне в руки такая неординарная на фоне даже всеобщего убожества вещь. Не буду приводить автора и название, незачем. Скажу только, что этот автор повершил всех, обильно цитируя откровения своих «подопечных» (он, как и следовало ожидать, детский психолог с дипломами и степенями), имевших глупость (при полном отсутствии ума, чести, достоинства и прочих архаичных качеств), «простирнуть» при нём своё «грязное бельё».

Изображение

Среди прочих бытовых историй там встретилась слезливая исповедь четырнадцатилетней проститутки, проходившей по пункту «в» (см. выше) и неожиданно (вот странно, да?!) наткнувшейся на клиента-садиста. (Я специально употребляю женский род, хотя «она» – это парень!)

Интерес вызвала не сама исповедь (да флаг вам в руки, как говорят некоторые!), а предупреждающе-заботливое резюме автора книги: мол, девочки и мальчики! Когда изберёте для себя нелёгкую стезю сексуальных услуг, то помните – среди клиентов встречаются злые и нехорошие дяди и тёти! Избегайте их! Есть много других. Нормальных.

В таком тоне выдержаны все разговоры о психологии подростка. И не только на страницах этого издания, «рекомендованного Министерством образования». Это их общий тон, слышимый со страниц книг, газет и журналов, с экранов телевизоров и трибун форумов.

Мол, ну что делать? Вот такие они, наши дети. Так давайте поможем им менее болезненно вписаться в окружающий мир... При этом тот, кто подвергнет сомнению необходимость детей получать знания о «культуре секса» ( «мастерстве блуда» – перевод на русский язык выполнен О.Н. Верещагиным), о видах наркотиков и их воздействии и изготовлении на родной кухне и тэ дэ – так вот, такой ретроград и мракобес рискует заработать ещё и кличку «тоталитариста», «насильника над детской личностью» (это не над телом, над личностью – это вещь страшная!!!) или даже «фашиста». Это я знаю по себе.

Но даже в доброжелательном ключе возражения звучат опять примерно также: ну, что делать? Ведь они и правда такие, наши дети. Их и правда интересует секс. Они курят почти поголовно (и не всегда табак) и частенько пьют, деньги ставят во главу угла, а больше их ничего особо и не интересует...

И вот тут я готов согласиться. Вышеуказанные пункты в самом деле занимают в мыслях (и даже жизни!) подростков первоочередные места. Не у всех. Даже не у подавляющего большинства (что меня радует и удивляет!), но у большинства – это точно. Однако, давайте-ка посмотрим,

что тут первично, а что вторично...

Подростки плохи, и поэтому мы должны создавать для них определённые установки или МЫ своими внушёнными установками сделали их плохими? Это ещё вопрос...

Вспомните конец 80-х. Как тогда лихо наше Ти-Ви и прочие СМИ отплясались на темах патриотизма, достоинства, служения Отечеству, любви, дружбы и вообще всего, что составляло непререкаемую ценность для целого ряда поколений! (Кстати, единственный журналист, публично попросивший прощенья у страны за своё участие в той вакханалии – ведущий программы «Однако» Леонтьев. Может быть, это тоже «пиар-ход». Но всё-таки...)

Я не устаю вспоминать, как меня ужаснуло прочитанное в одной из газет письмо девочки, обратившейся в молодёжный раздел с вопросом, можно ли ей продать медали деда? И ответ какой-то стервочки-журналистки: да за милую душу, только не продешеви и не забудь написать, поделиться опытом, сколько взяла и на что потратила. Читательницы-ровесницы ждут.

Говорят, в таком случае неплохо помогает розга. Когда порют и приговаривают: «Будь человеком! Будь человеком!! Будь человеком!!!» Когда делают больно тебе лично – это хорошо запоминается. Только пороть надо было журналистку. Чтобы ощутила хоть каплю боли, стоящей за медалями, которые она так лихо посоветовала сбыть с рук...

...Получается, что – внимание! – можно при помощи внушаемых установок добиваться результативного изменения в коллективной психике. А вовсе не обязательно со скорбной миной подстраиваться под разврат. Но что-то не похоже, будто кто-то в самом деле у нас в стране озабочен вопросом воспитания подрастающего поколения.

Программа «поднятия патриотизма», о которой так много талдычут? Да я чуть со смеху не умер, когда увидел, кто его «поднимает»! Те же люди, которые тогда его «опустили».

Пофамильно и в лицо – за исключением той их части, которая погибла в 90-х, гоняясь по просторам РосФедерации за косяками шальных денег. Не скажу, что мне очень их жаль. Скорее вызывает удовлетворение мысль, что их сожрало ими же выпестованное чудовище по имени «хапок халявный, повсеместный».

Жаль только, что вместе с ними это чудище сожрало и продолжает жрать «без вины виноватых» ребят и девчонок, объединённых под кликухой «тины». И ещё более жаль, что в руках этих людей патриотизм способен лишь опуститься ещё ниже. Чтобы его поднимать – надо в него верить. А их верой являются прямоугольные зелёные бумажки с портретами невнятных государственных деятелей.

Печальная реальность заключается в том, что мир провоцирует подростков на то, что лицемерно называет «антиобщественными проявлениями» – лгать, блудить, красть, принимать наркотики, убивать.

Провоцирует всем своим укладом, а потом, либо относится к совершёнными ими делам абсолютно наплевательски – в случае, если это не касается интересов «хозяев жизни» (принимать наркотики, торговать собой, погибать в бессмысленных драках разрешается), либо жестоко карает их за то же, на что сам спровоцировал – в случае, если это задевает интересы «власть предержащих» (красть у богатых и вообще у «сильных» или портить их имущество запрещается).

Это создаёт даже не двойственную мораль. Это полностью разрушает психику подростка, его жизненные ориентиры, а в конечном счёте, просто лишает его желания жить.

И частенько, не веря
В уже одряхлевших богов,
Сыновья пропивают награды
Примерных отцов...
ДДТ.

Кадры документального фильма. 14-летний подросток (русский, конечно).Окаменевшее, спокойное лицо - не дегенеративное, как у рекламных малолетних "звёздочек".

Обычное. Украл пистолет где-то, пытался продать, был задержан. Отвечает на вопросы коротко. Матери нет. Отец в тюрьме (бывший офицер, спившийся при новой власти). Живёт с бабушкой, тремя младшими братьями и совсем маленькой сестрой. В школу не ходит. Работает - перебирает старые машины в мастерской... Съёмочная группа в маленькой, убогой квартире. Бабушка рассказывает о том, как заботится внук о младших, как недоедает, чтобы накормить их, как бьётся за каждый рублик... Мальчик лет 12, глядя в сторону, тихо говорит: "Не унижайся." Бабушка отмахивается. Просит помочь внуку. Вдруг камера дёргается - маленький, лет двух, мальчишка с плачем швыряет в телевизионщиков игрушечным самосвалом, кричит... Лицо 12-летнего мальчика: страшное, с белыми губами, в глазах - ненависть к благополучным людям, "делающим сюжет": "Уходите, убирайтесь..." - цедит он и вытесняет собой из квартиры съёмочную группу.

Мальчик украл пистолет и хотел продать, чтобы заплатить адвокату. "отца надо из тюрьмы вытаскивать." Он ещё не знает, что скоро сам попадёт туда же, что он обречён. Не знает он и того, что денег за пистолет не хватило бы даже на средненького адвоката. Его укоряют: "Мало ли в какие руки попало бы оружие? Ты понимаешь?" Слова пустые, мёртвые. Он молчит. Во взгляде подростка - стылая тоска. Для него всё, ему сказанное, ничего не значит. Ему нужен отец. Для справедливости нужны деньги. Он пытался их достать. Как мог.

Диалог между журналистом и следователем. "Но он же первый раз, у него приводов не было. Может, надо было пожалеть?" Лицо следователя, его слова: "Пожалеть? Можно бы... Ну да ничего. Пройдёт через систему - поймёт, что к чему."
От этих слов становится страшно. От небрежности, с которой они брошены. Как брошен в "систему" мальчишка - куском мяса в мясорубку. Злой вопрос возникает в мозгу: а окажись пистолет у сыночка олигарха или хоть средней руки "нового русского" - испытал бы он на себе все прелести "системы"? Едва ли... "Система" - она для вот та-ких. Полуголодных обитателей полунищих окраинных трущоб.

Колония. Кем он вернётся оттуда? Верит ли сам следователь в то, что мальчик "поймёт"? Нет, не верит, конечно. Он просто закрыл ещё одно дело. Да какое - о торговце огнестрельным оружием...

Сперва я хотел написать, что неправы оба - и следователь и журналист. Холодноглазый и бездушный выродок-сыскарь - потому что небрежно, походя сломал судьбу подростка, обрёк его на физические и душевные муки, разом лишил любого будущего (кроме преступного - никем другим, кроме преступников, ненавидящих всё и вся, из колоний не выходят!) А журналист неправ, потому что "жалеть" всё-таки нельзя, просто нужно изыскать другое наказание. Но потом я понял - речь тут вообще не идёт о правоте и неправоте. Речь идёт только об ублюдочном мире, созданном ублюдками для ублюдков. Этот сюжет неприложим к вопросу о воспитании. Он просто есть. Он сотнями дублируется в наших городах - изо дня в день. Вот и всё. О том или ином наказании речь может идти, когда нарушены справедливые законы справедливого общества... Или хотя бы общества, стремящегося к справедливости (каким был СССР, что бы о нём не говорили!). Мальчишка, поджёгший кошку, заслуживает порки. Заслуживает её и тот, кто угнал машину - "покататься". И малолетний вымогатель денег у слабых и младших - заслуживает.

Но здесь-то совсем не то! Здесь нет преступника. Здесь есть жертва государственного, возведённого в ранг закона, произвола, жертва принципа "горе слабому!". И то, что подобное вообще возможно, показывает насколько глубоко больно наше общество, вынуждающее своих детей идти на преступления, а потом беспощадно карающее тех из них, кто не имеет защиты в виде папиного кошелька.

Каждый раз, слыша о таких - и подобных - историях, я мучаюсь вопросом: кем бы стал очередной погубленный подросток, случись ему жить 20-30-40 лет назад? Космонавтом?.. Военным?.. Врачом?.. Дипломатом?.. Просто хорошим, работящим, счастливым человеком? Меня ужасает это сопоставление.

Мог бы стать. А стал - никем. Номером закрытого уголовного дела.
Напавшие на Беслан были милосерднее. Они мучили свои жертвы всего три дня. Потом просто и неизобретательно начали их убивать. Они не смогли додуматься обречь их на месяцы и годы медленного умирания в "малолетке".
Государство, сделавшее своим фетишем экономику (читай - деньги!) рано или поздно начнёт мерить на них всё. В том числе - и жизни своих детей, их веру, их надежду, их любовь. А поколение, выросшее в такой ситуации и сумевшее ускользнуть от ловушек законов - с лёгкостью продаст, когда наступит срок, само государство.

Ведь на вас поглядишь - просто плюнешь с тоски!
Разучились вы, люди, жить по-людски!
И в глазах-то страх, и в сердцах-то страх,
Перед властью вы - что подножный прах,
Как посмотришь - одно сокрушение!
А человек - венец небесной красы,
Нашей светлой земли украшение!
С.Наровчатов.

Государство имеет право наказывать и даже карать. Но лишь тогда, когда оно обеспечило человеку право выбора - кем стать, и он сам решил стать преступником.

Какой выбор был у героя виденного мной репортажа?
Они - наши дети - видят, что выбора у них - нет. И - уверяю вас! - превосходно осознают всю гулкую пустоту слов, которые произносят дяди с экрана, тёти в школах и люди в погонах - о законности, праве выбора и равных возможностях. И реагируют соответственно.

Государство пожинает плоды своего же сева.

В документах по статистике правонарушений графа "самоубийства несовершеннолетних" существует уже десять лет. И показатель, фиксируемый в ней, растёт стабильно весь этот срок...

Я считаю, что государство не имеет морального права говорить о каких-либо положительных подвижках в стране, пока не решена проблема беспризорности. Я приравниваю к национальной измене покупку спятившим буржуином западного футбольного клуба в то время, как тысячи русских детей находятся в рабстве в цыганских таборах и на различных плантациях. Я расцениваю как личное оскорбление каждый построенный особняк, пока в Россию тянутся на секс-туры западные педофилы. Я не буду считать правительство РФ своим правительством до тех пор, пока оно не примет пакет законов о строжайших наказаниях за преступления против детей и пакет евгенических программ об охране материнства и возрождении нации. Для меня плевок в лицо каждый разбитый на месте спортплощадки гаражный комплекс и торговый центр. Я считаю преступниками тех, кто тратит десятки тысяч долларов на банкеты и презентации в стране, где в подвалах ежедневно находят детские трупы с наполненными "моментом" пластиковыми мешками на головах.

Я уверен, что слова о стабилизации - ложь, потому что 40 тысяч детских смертей и исчезновений в год - это правда (нас всех потрясла трагедия в Беслане, но эти три страшных дня унесли всего - простите мне это слово! - сто шестьдесят детских жизней. А "мирное" время уносит без возврата по 110 детей в день! В полтора раза больше, чем Беслан!). Правительство обязано покончить и с омерзительной практикой узаконенной работорговли, называемой "усыновлением иностранными гражданами". Вывоз детей из России - это убийство страны; каждый усыновлённый за границу ребёнок - капелька крови, выпущенной из жил Отчизны. Идиотизм и преступность такой практики становятся ясны, стоит вспомнить темпы нашего вымирания! Таиланд или Бирма могут позволить себе разбрасываться детьми - при их-то темпах прироста населения! А у нас нет ни единого лишнего ребёнка! Тот, кто утверждает, будто есть - государственный преступник и враг народа! Враг народа!!! Никак иначе!

Пока наши дети ютятся по подвалам и закоулкам, пока в школьных туалетах находят шприцы, пока на улицах и в подземных переходах мегаполисов стоят малолетние проститутки, пока закрываются "неперспективные" школы, пока растёт армия полуграмотных, больных, ни во что не верящих "маленьких граждан Российской Федерации", пока мигрируют по стране за теплом и в большие города сотни тысяч беспризорных, пока над матерями издеваются нищенскими подачками "пособий", пока всем богатеям не вменён "налог на будущее", пока продолжается планомерное спаивание молодёжи пивом и оглупление её мерзейшей масскультурной жвачкой в угоду упырям-корпорациям - так вот, пока не исправлено всё это и многое, многое другое для того, чтобы прекратить методичное убийство подрастающего поколения, я не считаю, что Российская Федерация заслуживает названия государства. Это - шалман, в котором пропивают честь, совесть и будущее своих близких. (И не нашему "всенародному" вещать что-то о "Советском Союзе", который-де оказался "нежизнеспособным". О том Союзе, где не было и следа всей этой мерзости!) Причём делают это все!

Я хочу напомнить родителям в так называемых "благополучных семьях". Вы думаете, что, дав вашему ребёнку велосипед, компьютер, модную одежду, магнитофон и хорошую еду, вы действительно даёте ему всё, что нужно? Вы глубоко ошибаетесь. Ваша вера в то, что "главное в жизни - это успех, выраженный в деньгах" ой как больно хлестнёт по вам. И уже очень скоро. И, подыхая в обгаженной постели нищего дома престарелых, вы проклянёте своё чадо... хотя проклинать нужно будет в первую очередь себя - за то, что не позаботились вместо велосипеда дать ему честь, вместо компьютера - совесть, вместо тряпок - верность, вместо магнитофона - веру, а вместо хавчика - любовь к Родине. О, я вижу, как вы посмеиваетесь над моими словами! Но я совершенно спокоен. Я не буду с вами спорить, ибо я - прав.

Да, кстати. У вас вполне может не быть и того убогого будущего, которое я описал. А будет просто канава, куда ваш труп сдвинут бульдозером. Или баальшая печь нового крематория, построенного - конечно же! - из самых демократических, самых гуманных побуждений. Вы готовите ваших сыночков и дочек к роли менеджеров, брокеров, юристов, дипломатов и просто дилеров? Но такое их количество не нужно даже в России, а не то, что в западном мире, где ценятся наши физики, химики, оружейники и инженеры старой школы, а не та шушера, которая клубится возле фирмищ, фирм, фирмочек и фирмулек. Такого счастья они и у себя наплодили достаточно. Зачем им наше?

А когда в России доворуют остатки, то и все эти наши западноулыбчатые и евроремонтированные фирмы дадут дуба - ибо нечего станет продавать за рубеж, а производить что-то они не способны.

Вершиной, если так можно выразиться, падения русских, как нации, мне представляется разговор двух молодых матерей, услышанный мною летом 2004 года в пригородном поезде. Они рассказывали друг другу о своих детях и, как водится, перешли в конце концов на их школьные успехи. Одна из женщин с удовольствием рассказывала о своей дочери, перешедшей в шестой класс. Дальше передаю их разговор по возможности verbatim:
    1-я женщина (с неудовольствием): Только ей история очень нравится. Я ей говорю - зачем? Ну я понимаю - математика нужная вещь, информатика, иностранный. А это-то зачем?

    2-я женщина (оживлённо): И не говорите. Иностранный сейчас самое важное, английский особенно. Я своему говорю: обязательно учи как следует... (мечтательно) Вон, в Москве, как какую новую фирму откроют, то сразу берут со знанием обязательно английского и компьютер чтоб знали. Даже охрану и уборщиц. Но уж зато и платят!..

Я хотел вмешаться. Терпеть не могу влезать в разговоры, но хотел. А потом посмотрел внимательней и понял, что это просто не имеет смысла. В глазах этих женщин (а они обе были моложе меня!) читалась железная решимость. Как писал Салтыков-Щедрин в "Истории одного города": "У него был ясный взор, взор, твёрдый, как сталь, взор, совершенно свободный от всякой мысли." Вот и во взглядах этих женщин отчётливо светилось видение светлого будущего своих детей: для мальчика - охранник (а потом, может, Начальник Охраны!!!), для девочки - сперва уборщица (а там, глядишь, Секретарша Шефа!!!). И всё. И встань я на этом пути со своей бредятиной об исторической памяти, верности корням и традициям, славе оружия - дамы просто затоптали бы меня - негодяя, заедающего светлое холуйское будущее их детей.

Нам всегда представлялось, что окончание истории - это победоносный вражеский солдат, вошедший в пределы России огнём и мечом. Но это - не окончание, а лишь перерыв. Тяжёлый, кровавый - но перерыв. Окончание истории - это когда родители перестают понимать, зачем она нужна. И учат тому же своих детей.

В середине 80-х годов Карем Багирович Раш тяжело переживал утрату исторической памяти нашим обществом. С болью в сердце он писал, что никто из опрошенных им людей с высшим образованием не смог ответить ему, в чём слава адмирала Невельского и за что его чуть не разжаловали в матросы. Мог ли себе представить он тогда, что вырастет поколение, для которого пустым звуком станет не только Невельской, но и Гастелло?! Что народятся на земле русской айтматовские манкурты, говорящие на страшном "пиджн-рашн", сопровождая свои речи обезьяньим подёргиваньем конечностей? И что старшие - хранители мудрости, знаний, веры!!! - будут поощрять беспамятство как лучшее средство "приспособиться в жизни"?! И это - в стране, где апеллирование к памяти предков всегда было последним аргументом, бросавшим людей грудью на копья, пулемёты, танки, в пламя, в бой, навстречу смерти - так яростно и властно, что смерть отступала в ужасе!

Те, кто умело ампутирует нам память, знают, что делают. Безрукий русский солдат может вцепиться в горло врага зубами. Безногий - стрелять из пулемёта. Слепой - по звуку найти вражеский танк и лечь под него с гранатами. Но беспамятный - даже если он накачан, как Шварцнеггер и откормлен, как элитный боров - всего лишь слуга... нет, холуй, раб!.. своих хозяев. Исполнительный, здоровый, старательный, радостно-преданный. Такой, не дрогнув, нажмёт на кнопку, взрывая Храм Василия Блаженного, если хозяину понадобится место под супермаркет. Такой без колебаний подожжёт детский сад, если тот помешает хозяину проложить короткую дорогу к особняку. Такой... нет, не могу, не хочу. Противно.

В 20-е годы вместо истории в школах СССР читали курс истории ВКП(б). Считалось, что этого достаточно. Потом - опомнились и вышли на бой с нацистской Германией под стягами Дмитрия Донского, Суворова и Кутузова. И о русские полки под этими стягами разбилась страшная, надменная и мрачная мощь Третьего Рейха, пропитанная кровавой историей германских войн и культом свирепых германских воинов. Мы оказались сильнее духом. Не "просто техникой", это ложь. Технику как раз и создаёт дух. Носители которого сначала ставят в чистом поле станки, начинают на них работать, потом возводят стены и крышу, а уж потом - копают для себя землянки...

Сейчас всё идёт к тому, что в школах вновь введут "краткий курс". Не знаю, чего. Мировой демократии? Биографии Президента? Роли США в развитии мира со времён Древнего Египта? Не знаю!!! Знаю только, что русской истории в нём места не останется. И, когда вновь придёт враг, толпы "демокретов" бросятся ему навстречу с радостным воем, готовые выполнять любые желания и прихоти хозяев...

...Где-то живёт двенадцатилетняя девочка, которой нравится история, хотя её мать не видит в ней пользы. И я знаю других мальчишек и девчонок, думающих так же, как та девочка. И, может быть, когда схлынут толпы радостных дебилов, бегущих в стан врага, глазам новых захватчиков всё-таки откроется стена русской рати под святыми хоругвями Святослава Отважного, Дмитрия Донского, Суворова, Кутузова и - да-да! - Иосифа Виссарионовича Сталина.
И тогда враг отступит. Не может не отступить!

Для меня будет честью стоять в той стене плечом к плечу с выросшей дочерью бездумной матери. С подросшими моими ребятами. Со всеми, кто твёрдо знает, что мир - мал, а Россия - велика.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь.
Не горько остаться без крова.
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово!
А.Ахматова.

В России - а наши предки были умнее нас с вами во сто крат - испокон века были почётны лишь три профессии: Воин, Пахарь и Кузнец. (Причём Пахарь и Кузнец обязательно были Воинами.) Второй и третий - как создающие реальное богатство страны. Первый - как защитник этого богатства. Можно назвать Воина Солдатом, Пахаря Фермером, Кузнеца Инженером - суть не изменится. В истории нашей страны были периоды, когда наверх выкидывало то торгашей (как во времена НЭПа), то политиканов (как в дни Семибоярщины), то откровенных предателей (как в годы монгольского ига), а то и просто вялую блёклую бездарь-ворюг, как в наши смутные дни. И тогда кое-кому, наверное, тоже казалось, что главное - научить дочку-сыночка спекулировать мануфактурой, или приходить к консенсусу с поляками, или смачно целовать зад очередного хана... И казалось, что это - навсегда. Но проходило время - и над страной вновь поднималась Святая Троица. Они - Воин, Пахарь и Кузнец.
Неизбежно. Понимаете?

Вот это и есть те профессии, которыми должны овладевать русские дети и дети России. Наши дети, русские дети, предназначены не для того, чтобы прислуживать в лакеях у богатеев, мыть машины за гроши, обслуживать похотливую западную шваль, гнить заживо в подвалах, бомжевать по помойкам.

Мы - нация воинов.
Наши дети - дети воинов...

...Не столь давно я встретился с одним из ребят, с которыми начинал свою деятельность. Он уже успел отслужить в армии и в разговоре со мной, будучи не "средним человеком",а просто - человеком, способным логично мыслить и делать выводы, печально сказал мне: "А вы знаете, что то, чему вы нас учили, совершенно не совпадает с жизнью?"
Я, признаться, расстроился. Я это знал и знаю. Но одно дело это знать как бы "внутри себя", а другое - услышать от повзрослевшего своего ученика, который смотрел тебе в рот и верил тебе. Обидно, а главное - указывает на полную бесперспективность всех потуг что-то исправить...

Но дальше произошло то, что, собственно, подвигнуло меня писать эту статью. Он - этот уже не подросток и даже не юноша, а молодой мужчина! - подумал ещё и сказал слова, которые я, обработав "наукообразно", привожу ниже. Они звучали не так, но смысл их был именно таков.

В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ВНЕШНЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ НЕ СОВПАДАЕТ С ВНУШЁННЫМИ ТЕБЕ ЦЕННОСТНЫМИ УСТАНОВКАМИ, МЕНЯТЬ СЛЕДУЕТ РЕАЛЬНОСТЬ, А НЕ УСТАНОВКИ.

...Уже месяц, как человек, сказавший это, учит мальчишек быть мужчинами.
А за то, во что веришь искренне, надо бороться.

И можно жизнь свою прожить иначе.
Можно ниточку оборвать.
Только... вырастет новый мальчик -
За меня, гада, воевать.
С.Башлачёв.

Я хочу оговориться сразу же. Всё, о чём я пишу и буду писать, не имеет ничего
общего с теоретическими выкладками, даже если они рекомендованы ООН и различными конвенциями. Сам я глубоко презираю и считаю очень опасными любые непроверенные жизнью и практикой теории и в своей работе буду опираться только на вещи, прошедшие проверку временем и делом, а не возникшие "вдруг" в чьём-то воспалённом от собственной гениальности мозгу. В продолжение разговора о том, во что обошлись России эти теории, скажу только, что на начало ХХ1 века из 30 миллионов детей России мы имеем:

- 5 миллионов беспризорных и безнадзорных;
-- 5 миллионов наркоманов;
-- 15 миллионов хронических больных.

Конечно, эти цифры в значительной степени перекрывают друг друга, но в целом получается, что Ў детей нашей страны фактически мертвы при жизни. Пьянство среди подростков и детей (!!!) стало массовым явлением. На курение просто уже никто не обращает внимания. Но куда более страшным является то, что даже у здоровых и сильных нет того, ради чего стоит жить. Безыдейность является официальной идеей Федерации.

Собственно, НАС фактически уже НЕТ.
Чисто физическое существование - это еще не жизнь.
Неотъемлемой частью воспитания должно являться историко-военно-патриотическое. Какова его роль - видно на примере наших заклятых друзей.

В последние несколько десятилетий американцы, ранее не обращавшие никакого внимания даже на собственную историю, вдруг рьяно набросились на эту тему. На видеорынок хлынули "рядовые Райаны", "Пёрл-Харборы" и прочая кассетная шушера, на книжные прилавки - соответствующие романы. Более того, американцы не остановились на возвеличивании свой куцей реальной истории. Они начали активно вторгаться в историю других стран!

Ну, скажете вы. Это невозможно. Что было - то было, и никакому продюсеру-сценаристу историю, скажем, Первой мировой не переписать. И верно, в реальном плане - не переписать. Но существует так называемая контрафактная история, строящаяся по ненавидимому учёными-историками, но очень интересному принципу "что было бы, если бы?.." И вот тут янки развернулись вовсю!
Но это же смешно, заявите вы. Это же фантастика, развлечение и всякая там прочая беллетристика, тут-то что опасного?
А давайте посмотрим. Просто ради интереса.

    Вот фильм "Страна отцов" (VATERLAND в оригинале) с великолепным Ругером Хауэром в главной роли. 60-е, если не ошибаюсь, годы. Раскинувшись на пол-Евразии, цветёт и пахнет Третий Рейх. Жалкие остатки русских, прячась по лесам где-то за Уралом, ведут вялотекущую партизанскую войну. Гитлер жив-здоров. Зритель чешет в затылке: дык как ыть эта?! А всё очень просто. Оказывается, летом 1944 года гитлеровцам удалось сбросить в море англо-американские десанты в Нормандии! Напомню: в это время наши войска уже освободили СССР и вошли в Европу! Но в фильме подразумевается: немцы тут же разделались с оставшимися без могучей помощи Запада жалкими русскими и победоносно завершили войну.
    Вывод: где решалась судьба войны? Конечно же, на пляжах Франции, где 2,5-миллионной союзнической армии противостояли четверть миллиона немцев, а не на Востоке - ну что там, сражались 9 миллионов русских против семи миллионов немцев и их союзников...Мелочи.
    Но финал фильма оптимистичен: прозревший офицер СС (его и играет Хауэр) передаёт прибывшему в Рейх президенту США (о как - США-то уцелели!) некие неопровержимые документы о зверствах нацистов (интересно - где?), и президент с благородно-каменным лицом садится в машину, так и не встретившись с Гитлером - и уезжает на аэродром. Надо полагать, завтра Гитлер застрелится от раскаянья, а в мире восторжествует демократия по-американски. Логики - никакой, но очень интересно, а главное - чётко расставлены все акценты.

    Другой пример - книжный сериал американца Форстена. Фабула такова: американские солдаты-северяне попадают прямо с гражданской войны в некий мир, где до них уже обосновались и римляне с карфагенянами, и кто-то там ещё, но главное - древние русичи, на земли которых, собственно, и попадают янки. Осложняется дело тем, что миром этим фактически правят огромные существа-кочевники, расценивающие людей, как потенциальную пищу. Естественно, все народы, попадающие в этот мир, рано или поздно становятся рабами безжалостных людоедов. Но только не американцы! Они рисуются в книге не сворой трусливых бандитов (почитайте отчёты иностранных военных атташе с полей Гражданской войны в США!), нет! Это эпические герои, лишённые расовых и классовых предрассудков, непреклонные воины демократии, горячие сторонники президента Линкольна, да ещё и вооружённые неизвестным в несчастном мире огнестрельным оружием. С ужасом и жалостью смотрят они на утопающие в грязи русские деревни, на произвол бояр, на грязных детей, на несчастных, состарившихся раньше времени женщин, на дикость и беззаконие (такими красками рисуется кусочек домонгольской Руси - самого культурного и развитого государства Европы, - а читатель, увлечённый динамично развивающимся действием, сам того не замечая, откладывает эту картину в подсознании!). Доблестные воины демократии, сжалившись над туземцами, знакомят их с достижениями цивилизации - железной дорогой, выборной системой правления(это на Руси, где в каждом городе действовало вече!), регулярной армией и системой налогов. Дикари бьют себя по лбу: ёк макарёк, да мы ж об том всю жизню мечтали, только не догадывались, как за это взяться! Под руководством пришельцев все дружно и радостно строят слепок с США.

    Людоедствующие господа мира какое-то время в ступоре наблюдают за происходящим под самым их носом безобразием. Очевидно, не проникнувшись идеалами демократии, они пытаются восстановить привычный им порядок - обба! Их постигает судьба американских индейцев. В целом - не жалко, конечно. Но... идея вам тоже ясна? А подидея? Правильно: грязные свиньи-русские (ну и прочие там европейцы) две тыщи лет ползали в фекалиях и уныло ждали - ну где ж благородные освободители и мудрые учителя?

    Перечислять всё это можно без конца. Художественный фильм: "Вечная битва": "Дадим русским пару грузовиков водки и купим у них ядерную ракету," - снято в стране, 68 раз терявшей ядерные боеприпасы с подвесок самолётов. Художественный фильм "Чёрный рыцарь": рэпующий чернокожий вовсю разворачивается в средневековье. Роман Клэнси "Красный шторм": доблестные войска НАТО крушат жалкую Советскую Армию, заваливая Европу (так ей и надо!) грудами обломков устаревшей русской техники. Художественный фильм "Побег из НьюЙорка": Змей, главный герой, бывший офицер армии США, герой уличных боёв в Ленинграде. Одна из серий "Секретных материалов": Мишка Япончик взрывает при помощи магической силы Чернобыльскую АС (это перл моей коллекции!!!). Художественный фильм "Беовульф": совершенно ни к чему неприложимый, вывернутый сразу в нескольких направлениях римейк великолепной англосаксонской легенды с неизменными неграми, амазонками в лосинах, рыцарскими латами, переделанными из капотов автомобилей и секирами из полотен циркулярных пил...


Хватит, уфф... Но я перечислил это не просто так. Это смотрят в основном молодые. И читают это в основном молодые. И находятся люди, которые переводят и озвучивают этот яд, а перед этим ещё покупают его, чтобы влить в души наших детей, подростков и юношей. США ведут войну "за умы и сердца" на всех планах бытия, упорно и небезуспешно отвоёвывая у других стран их молодёжь. Мы же ничего этому не противопоставляем. И не потому, что у нас нет людей, способных написать такие книги и снять такие фильмы, а потому, что их - этих людей - не печатают и не выпускают на съёмочные площадки. Я об этом уже писал в статье "Возвращайтесь, Неуловимые!"

И наша гордость - фильм "Ночной Дозор" - снят по капитулянтской книжонке Сергея Лукьяненко, утверждающей равноценность Добра и Зла и бессмысленность борьбы с последним.

С другой стороны наваливается на нашу молодёжь не столь изощрённая, как американская, но очень напористая и агрессивная мусульманско-ваххабитская пропаганда. В какой-то степени она даже более опасна, чем американская, потому что говорит как раз о борьбе с американцами и рассчитана на самоотверженных, энергичных и нетерпимых молодых людей - то есть, на лучший материал. Вот и потянулись "в ваххабизм" не только ребята из мусульманских областей России, но и некоторые русские парни... Думаете, им так интересен Аллах или всемирный халифат? Не угадали. Им просто нужны место и цель для приложения своих сил, а этого официоз Россиянии им дать не может.

И что же остаётся у нас? "Бирз калтэр" - "Культура пива"? Но, дорогие товарищи, от пива увеличивается масса жировых отложений и разрушаются почки. Это не реклама, это медицинский факт, и неплохо бы его донести через СМИ до сознания молодёжи. А ещё лучше - предварительно судить эти самые СМИ и их рекламодателей за сознательное разрушение здоровья нации.

Тогда, может, напомнить молодёжи слова президента:"Успех страны в огромной степени зависит от успеха российского предпринимателя"? Да бросьте, господин президент. Россия по числу миллионеров чуть ли не на первом месте в мире, а где он, "успех страны"? Секрет в том, что ни один предприниматель добровольно на самом деле внушительных сумм на страну не потратит. Удавится, лопнет от икры и балыков, сгорит заживо на канарском солнышке - но ни копейки не даст. И знают это все, и потому идут в крупные предприниматели только крысятники. А те, кто не идёт, в случае чего нипочём не станут класть за них головы. Какой вы кинете клич: "Братки! Отец-бизнесмен зовет!", что ли? Да и не предприниматели у нас в России, а - перекупщики (т.е. - спекулянты) и сырьевики (т.е. - воры национальных богатств). Это что - их защищать?

И что остаётся, так сказать, в качестве русской идеи? Не знаете? А пока вы её изобретаете, ребята уходят. Кто в контрафактный мир американского влияния. Кто в ваххабизм. А большинство - просто в никуда.

"Жизнь Зимина была легка и бесценна, как у большинства его сверстников. Бесценна - в смысле, она ничего не стоила. В ней не было ни малейшего смысла..."
Э.Веркин. Место снов.

Что же в этом случае послужит идеологической опорой для наших людей"? Я не уставал повторять никогда: единственная идеология, способная объединить людей любых возрастов и политических воззрений - это Россия. Россия сама по себе является самодостаточной идеологией. Величие, мощь, независимость и богатство страны, в которой найдёт своё место человек любой веры и национальности, готовый честно служить Отечеству - вот те постулаты, которым должен служить человек. Мы должны внушить своим детям понимание того, что без любви к Родине отвага становится отвагой наёмника, которому всё равно, за что сражаться; честность превращается в тухлую беспристрастность; ум легко сделается космополитической добычей для сил зла; вера переплавится в злой фанатизм; верность трагично обернётся слепым повиновением выродкам...

Все лучшие человеческие качества просто потеряют смысл или превратятся в страшные пороки без всеобъемлющей любви к Отечеству! Отчизна - вот та мера, которой меряют свои поступки настоящие люди. Не государство, а Отчизна...

Внушить эти установки можно практически любому подростку. И меня мучает мысль о том, что в минуты, когда я пишу эти строки, сотни тысяч детей (в основном, кстати, русских!), из которых могли бы вырасти защитники нашей Родины, погибают в трущобах равнодушных мегаполисов, брошенные государством, обществом и родителями. Они тоже ещё не полностью потеряны для России! Но...

...Есть у меня крамольная мыслишка. К сожалению, пока невыполнимая. Придти на наиболее шумный и многолюдный митинг "НАШИ"х, посвящённый, скажем, любви к Родине. И сказать с трибуны: "Ребята и девчонки! Только что подлый враг напал на наше Отечество! По примеру ваших прадедов, уходивших на фронт семнадцатилетними - добровольцы, становись!" И посмотреть, сколько останется от многошумного и многофлажного многолюдства. Это и будет самой точной проверкой - какой патриотизм и скольким юным гражданам внушила власть.

Кстати. Я верю, что кое-кто останется и встанет в строй. Верю, честное слово. Вот только боюсь, что основную часть добровольцев дадут всё те же "спальные районы", полувымершие деревни, военно-патриотические (и националистические - ой, простите меня за правду, не наказывайте-е-е!!!) объединения, да непарадные казачки с нищих окраин нашей Родины.
Увы-с...

и другие статьи автора Олега Верещагина
http://zhurnal.lib.ru/w/wereshagin_o_n/amputacija.shtml
АМЕРИКАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ В РАЙОНЕ ОТРАДНОЕ

domestic_lynx
February 4th, 20:59

Сегодня мы сделали новый шаг по пути прогресса и цивилизации, делом доказав, что достойны жить в открытом, толерантном мире цивилизации и прогресса. Мы теперь – как они, наши учителя, образец и идеал. У нас, прямо в Москве, - американская трагедия – десятиклассник расстрелял учителя и полицейского из отцова охотничьего ружья.

Поток обсуждений разветвился на два рукава, и оба – мимо сути. Одни говорят об усилении охраны школ. Другие – о режиме владения оружием. Вот сейчас я об этом пишу, и какой-то гражданин на экране ярится: дайте охранникам электрошокер. Ну и, понятно, рамка металлоискателя и т.д. и т.п.

И ни слова о главном. О существенном. Правда, существенное – оно не всегда очень яркое и эффектное. Вернее так: оно почти всегда незаметное.
Главное – всегда в душевной глубине человека.


Давно отмечено: подробный показ аварии или ДТП – увеличивает вероятность аналогичного ДТП. Почему так? Может быть, зритель, глядя на аварию, подсознательно входит в роль участника и – как знать? – настраивает ноосферу на повторение такого события. Событие хорошо воображённое становится реальностью. А если воображают десятки и сотни тысяч… FORTIS IMAGINATIO GENERAT CASUM (сильное воображение порождает событие)
- это знали ещё в древности, а Мишель Монтень даже написал на эту тему изящное эссе. Сегодня разработаны и применяются психотехники так называемого формирования событий с помощью творческой визуализации, т.е. упорного их воображения. Так что поосторожнее с воображением, этого зверя нельзя водить без поводка.
-
А вот ещё, тоже хорошо известное психологам – синдром Вертера: подражательное самоубийство. После выхода в свет романа Гете «Страдания юного Вертера» в конце XVIII века по Европе пронеслась эпидемия самоубийств от несчастной любви - в подражание главному герою. Молодые люди одевались как Вертер, вели себя как Вертер, говорили как Вертер. Ну уж и стрелялись заодно. Рассказывают, Наполеон обеспокоился и запретил чтение этого романа. В России аналогичная история с «Бедной Лизой»: экзальтированные девушки принялись топиться, как Лиза.

Человек не до конца произошёл от обезьяны: обезьянство в его натуре. Стремление подражать – в природе человека. Не будь так – не было бы моды, массовых общественных движений, да и простое обучение и социализация были бы невозможны. Люди действуют, думают, говорят, едят, стоят, сидят, дружат, влюбляются, подражая образцам, которые они видят в окружающей среде. Сегодня окружающая среда – это, по крайней мере, наполовину – среда виртуальная. Образцы черпаются из телевизора и интернета.

Несомненно, каждому отдельному человеку (особенно молодому) искренне кажется, что это ОН, один только ОН, придумал это и действует он по собственному свободному волеизъявлению. Ведь он – ясное дело - оригинальная, ни на кого не похожая личность. Но делает он всё-таки то, что видит, – на улице, в кино, по телевизору, в интернете. И делает – как все.

Это самое «как все» входит в подсознание, минуя сознание. Иногда лично мне вдруг что-то начинает нравиться – в одежде или в интерьере. Я не читаю модных журналов, не захожу на модные сайты, но проходит совсем немного времени, и неизменно оказывается: именно это как раз сегодня модно и престижно. А ведь я – пожилая тётка, тёртый калач. Каково же подростку? В него модные тренды просто проваливаются - загружаются, как товары в тележку супермаркета.

Поэтому критически важно – чтО повседневно видит молодой человек и что запускает его воображение. А видит он известно что - мордобой, стрелялки. И ещё стрелялки, и опять мордобой. Хочешь на большом экране современного телевизора, хочешь в компьютере, в интерактивном режиме. СМИ прилежно живописуют войну каждого против всех: пенсионеров убивают, детей похищают, педофилы так и шныряют. В каждый трагический случай журналисты вцепляются, как коршун в бельчонка, и терзают его, терзают… И то сказать, не о школьном утреннике же им говорить.

Немецкая приятельница рассказала. Её соседи-пенсионеры то и дело просят купить им то молоко, то сосиски, т.к. сами на улицу выйти боятся: там ведь так опасно. Почему опасно? А по телевизору всё время говорят. Происходит всё в приличном на первый взгляд городе Мюнхене. Так что общий тренд везде один.

Я давно живу на свете и не скажу, чтобы окружающая среда была сегодня гораздо опаснее, чем тридцать лет назад. Но все в этом уверены: об этом ведь каждый день трындят по телевизору.

Кто способен выжить и победить в этом ужасном мире? Ну, ясное дело, герой-одиночка, который не прощает обид, кому-то за что-то непрестанно мстит, у которого железный кулак и меткий глаз. Как действовать? Ну, понятно, вооружаться, упражняться в стрельбе, изучать матчасть. Что и делал наш стрелок с присущей себе старательностью. Он настраивал своё сознание, а когда оно достаточно настроилось – материальный мир пришёл в соответствие с его воображением: случай представился. Об этом хорошо писал итальянский писатель Дино Буццати, которого в юности мне привелось переводить: если постоянно думать о враге и готовиться отразить его нападение – он, враг, явится. Просто так, из сгущения вакуума. Московскому стрелку этот враг предстал в облике учителя географии, мог бы и в любом другом.

Многие изумляются: не хулиган был – отличник. А чего удивляться-то? Отличник – это не человек повышенного против среднего ума или таланта, но, безусловно - повышенной обучаемости. Вот он и обучился, бедолага… Впитал знания, что называется, как губка, из окружающей среды.

Подростки (да и не только они) вообще просты: показывай им постоянно Николая Островского – они будут мечтать отдать жизнь за Родину, показывай воровского авторитета – будут мечтать о криминальной карьере. Когда в 1988 году вышел фильм «Интердевочка», старшеклассницы возмечтали о карьере валютной проститутки – это отметили все социологи.

Так что же – цензура? И так вот пытаются защитить школьников от вредной информации… Правда, трудное это дело: она, вредная, так и брызжет изо всех дырок.

Нет, дорогие товарищи, не цензура. Цензура – это запрет на определённый, так сказать, контент.
Нужно иное:
повседневное руководство всеми сторонами духовной жизни общества. Нужно ясно сказать не только чего нельзя, но с не меньшей ясностью - то, что нужно. Кто герой, а кто – наоборот. Как правильно, а как нет.
Не ища новых терминов, нужна чёткая государственная идеология. Она должна определять содержание всех массовых каналов информации. Иначе стрелков будет становиться больше и больше.

Прекраснодушно-креативные скажут: надо дать выбор, молодой человек сам определится, кому ему подражать и делать жизнь с кого. В том-то и дело, что
выбора быть не должно. Не должно быть свободного выбора между карьерой криминального авторитета и защитника отечества, между шлюхой и матерью семейства. Подрастающему поколению должно быть ясно показано, что такое хорошо и что такое плохо. Если предоставить этот выбор – он будет сделан в пользу того, что проще и наваристее. В пользу натуры, а не культуры. К культуре, вверх людей надо тащить, а вниз, к натуре, они и сами сползут.
Если дать свободный выбор между созерцанием мордобоя и просмотром хотя бы «Ревизора» - выбор почти наверняка будет сделан в пользу мордобоя. Такова человеческая натура. Это всё равно, что предлагать первокласснику выбор между смотрением мультиков и решением задачек, а его братишке-дошкольнику – между супом и мороженым. Так что молодёжи нельзя предлагать конкурирующие образцы поведения. Выбор всегда будет сделан в пользу более простого, менее энергозатратного и близкого к природе. Ввести моду на питьё пива неизмеримо легче, чем на изучение латинского языка, хотя то и другое можно.

Каждый, кто воспитывал детей, знает: ребята любят ясные и твёрдые правила. Противятся ясным и твёрдым установкам, правилам игры, но на самом деле любят их. Им так удобнее – знать, как надо, как положено. Даже нарушая, они знают, от чего отклоняются и как на самом деле требовалось поступить.
Абсолютно то же самое происходит и с подросшими детьми, превратившимися в граждан и электорат.
Они тоже любят ясные и внятно изложенные правила поведения. Да, нарушают, да кряхтят и ноют, но знать «как жить» им очень желательно. Простому среднему человеку неподъемно и даже невыносимо изобретать, как ему жить, что думать по какому поводу, как поступать в каком случае, кто хороший, кто плохой, кто герой нашего времени, а кто враг народа.

Он, собственно, и не думает. Не имея внятно выраженных правил поведения, народ массовым порядком выбирает худшие из возможных модели. Попросту говоря, разбалтывается и превращается в люмпенизированное стадо.
Вместо «спущенного сверху» мировоззрения, у него в голове булькает и пузырится адская смесь из рекламы, ментовских сериалов, гламурных журналов о жизни звёзд и наставлений собственной бабушки. Скорее всего, это именно и требовалось провозвестникам гласности, открытости и плюрализма
.

Мне искренне жаль сегодняшнюю молодёжь: в условиях столь любимого Горбачёвым плюрализма, либерализма и всевозможной свободы самовыражения она, молодёжь, находится в совершенной нравственной и умственной раскоряке: с разных сторон ей трындят взаимно противоположные вещи. Её естественная реакция: «А пошли вы все на…!» Естественная, физиологическая, реакция организма на противоречащие друг другу раздражители – тупая апатия. Или столь же тупая агрессия.

Её принято называть немотивированной. А она очень даже мотивированная. И мотив её, точнее сказать, причина, – в невнятности установок и вредоносности образцов.

http://domestic-lynx.livejournal.com/11 ... l#comments

bukived »

Необходимое вступление:
напомним, что основным населением дореволюционной России было сельское – 82,55%. В городах жило всего 7,25%. По сословиям в статистике того времени особо выделялось дворянство – 1,2% и духовенство – 0,9%. Около 5,6% от общего числа населения составляло военное сословие.
Не забываем, что речь идет о дворянах, то есть, практически иверах, но той, дореволюционной, гой-френдли формации, которую почти целиком истребили дети часовщиков, сапожников и аптекарей 100 лет назад.



Принципы дворянского воспитания, которые актуальны в ХХI веке •

Предисловие

Вокруг русских дворян сложился образ, что они все сплошь честные, благородные, тонко чувствующие и в тоже время мужественные.
Наверняка и среди них встречались люди с недостатками и слабостями, но все же подавляющее большинство действительно были почти мифическими созданиями, для которых честь и манеры являлись жизненно важными.

Княжны и графы. Их стиль жизни, манера поведения и даже внешний облик – результат особого воспитания, ориентированного на идеал. Но как бывает с идеалами, четких предписаний, как его достичь не существует.

И все-таки мы попытались охарактеризовать наиболее важные принципы дворянского воспитания. Если их применять в разумных мерах, можно вырастить современного Болконского.


Чувство собственного достоинства

Маленьким дворянам с самого детства внушали, что «кому многое дано, с того много и спросится». Следовательно, родился дворянином – изволь соответствовать – быть храбрым, честным, образованным и не для того, чтобы достичь славы и богатства, а потому что ты обязан быть именно таким.
Отсюда же вытекает и концепт «дворянской чести», согласно тогдашним представлениям «честь» не дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие. Нарушить данное слово – значило раз и навсегда погубить свою репутацию.

Известны случаи, когда человек, признавая свою непоправимую вину, давал честное слово застрелиться – и выполнял обещание.


Храбрость

Трусость плохо сочетается с благородными порывами, потому у дворян особое внимание уделялось храбрости и считалось, что ее можно и необходимо тренировать путем волевых усилий и тренировок.
Причем касалось это не только юношей, которые служили в армии и на флоте, выполняя трудные задания и тем самым заслуживая уважение, но и барышень.

Княжна Екатерина Мещерская вспоминала, что будучи девочкой боялась грозы, а старший брат втащил ее на подоконник раскрытого окна и подставил под ливень. От страха Катя потеряла сознание, а когда пришла в себя, брат вытирал ее мокрое лицо и приговаривал: «Ну, отвечай: будешь еще трусить и бояться грозы?»

Потом он добавил: «А ты, если хочешь, чтобы я тебя любил и считал своей сестрой, будь смелой. Запомни: постыднее трусости порока нет». Пожалуй, до такого доходить не стоит, но отдать должное культу храбрости при воспитании детей все же необходимо, если вы, конечно, стремитесь вырастить княжну.


Физическая сила и ловкость

Быть храбрым и при этом тщедушным не получится, поэтому от дворян требовалась соответствующая физическая подготовка. Например, в Царскосельском лицее, где учился Пушкин, каждый день выделялось время для «гимнастических упражнений»: лицеисты обучались верховой езде, фехтованию, плаванью и гребле.
При этом нужно учитывать, что лицей был привилегированным учебным заведением, готовившим, по замыслу, государственных деятелей. В военных училищах требования к воспитанникам были несравненно более строгими.

Демонстрация физической выносливости была особым шиком, тем более, что хорошей физической подготовки требовали «модные» развлечения: охота и верховая езда. Добавим, что каждый мужчина должен был быть готов выйти на дуэль.


Самообладание

Воистину аристократическое качество, которое всегда выделяло это сословие. Там где простой мужик обложит всех «по матушке», настоящий дворянин и бровью не поведет и с одинаковой сдержанностью отреагирует как на хорошие, так и на плохие новости.
Его с детства тренировали принимать удары судьбы мужественно, с достоинством, ни в коем случае не падая духом. Жалобы, слезы, лишние сантименты – это за рамками этикета, настоящий дворянин не мог позволить себе малодушия.

Можно, конечно, обвинить аристократов в фальши и лицемерии, но по большому счету – они правы. Во-первых, никому нет дела до ваших бед и не стоит их навязывать окружающим. Во-вторых, сберегая истинные эмоции в секрете, вы защищаете свой внутренний мир от интриг.


Забота о внешнем виде

«Быть можно дельным человеком, И думать о красе ногтей…». Автора этих строчек вы знаете. Дворянские дети, обязаны были выглядеть хорошо, но не для того чтобы продемонстрировать свой достаток, а из уважения к окружающим!
«Истинно расположенный к людям человек не станет оскорблять чувства ближних ни чрезмерной небрежностью в одежде, ни излишней щеголеватостью», – писал граф Честерфилд.

Культ прекрасного, царивший среди дворян, требовал полированных ногтей, уложенных волос и изысканных, но простых на вид одежд.

Достаточно вспомнить туалеты Анны Карениной: «Анна переоделась в очень простое батистовое платье. Долли внимательно осмотрела это простое платье. Она знала, что значит и за какие деньги приобретается эта простота».


Умение «нравиться»

В отличие от современной тенденции: «любите меня таким, какой я есть», дворяне искренне старались понравиться всем и не из соображений подхалимства, а этикета.
Вести себя следовало так, чтобы делать свое общество как можно более приятным для окружающих. И в этом есть резон, в конце концов, быть приятным в обществе – хороший способ сделать пребывание в нем приятным для самого себя.

Умение нравиться было целой наукой и начиналось с простейших формулировок: «Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе».

До более сложных указаний: «Постарайся распознать в каждом его достоинства и его слабости и воздай должное первому, и даже больше – второму».

«Сколь бы пустой и легкомысленной ни была та или иная компания, коль скоро ты находишься в ней, не показывай людям своим невниманием к ним, что ты считаешь их пустыми».

Разве не полезный навык, который и репутацию укрепляет и нервы бережет?


Скромность

Под скромностью подразумевалась не зажатость или стеснительность (с ней как раз боролись, вежливый человек не должен быть скрывать свои манеры), а сдержанное отношение к своей персоне.
Считалось, что нельзя встревать в беседы со своими комментариями или советами. «Носи свою ученость, как носят часы, – во внутреннем кармане. Если тебя спросят «который час?» – ответь, но не возвещай время ежечасно и когда тебя никто не спрашивает, ты ведь не ночной сторож» («Письма к сыну» граф Честерфилд).

Или еще один прекрасный пример, который стоит взять на вооружение и в наши дни: «Говори часто, но никогда не говори долго – пусть даже сказанное тобою не понравится, ты по крайней мере не утомишь своих слушателей».


Уместная, вежливая речь

Все мы знаем, что французский язык в России был языком общения знати, но и русским они владели не хуже. Касательно речи было два негласных правила.
Первое – настоящий аристократ мог наговорить гадостей и оскорблений другому аристократу, но только если они обличены в безукоризненно вежливую форму. Это требовало особого искусства владения языком, знания всех принятых клише светской речи, обязательных вежливых формул.

Второе – речь дворянина должна быть уместной, и если он оказывался среди крестьян на базаре, то и там должен был быть «своим». Хотя это не означало, что ему позволено скатываться до хамства и вульгаризмов, но простодушные шутки вполне допускались.

«СОММЕ IL FAUT» OU «JE NE SAIS QUOI» («так как надо или я не знаю что» франц.)

Пытаясь определить, что есть истинная воспитанность, британский граф Честерфилд сравнивал ее с некой невидимой линией, переступая которую человек делается нестерпимо церемонным, а не достигая ее – развязным или неловким. Тонкость состоит в том, что воспитанный человек знает, когда следует пренебречь правилами этикета, чтобы соблюсти хороший тон.

Особенное неуловимое обаяние и притягательность дворян передавалось «из рук в руки» и во многом заключалось в благородной простоте и непринужденности поведения.

Обучить неуловимому comme il faut практически невозможно, но его можно «впитать», читая литературу. Например, книгу Ольги Муравьевой «Как воспитать дворянина», которая легла в основу этой статьи. В книге вы сможете почерпнуть больше примеров аристократического поведения, но и не забывайте о прекрасной русской классике.


«Дворяне все родня друг другу»

Оказывается, Александр Блок был племянником атамана Краснова. Родная сестра матери Блока была замужем за родным братом Краснова:
Екатерина Андреевна Бекетова (в замужестве Краснова, 1855-1892) была в своё время известной писательницей и переводчицей… Муж Екатерины Андреевны Бекетовой – переводчик и критик, знаток античности Платон Николаевич Краснов (1866-1924), брат ботаника и географа Андрея Николаевича Краснова (1862-1914)… Младший брат – генерал Русской Императорской армии, атаман Всевеликого Войска Донского, военный и политический деятель, известный писатель и публицист, человек трагической судьбы – Пётр Николаевич Краснов (1869-1947). Станислав Лесневский. Русская даль. Шахматово. Пролог. М., 2013. С. 43
Т.е. автор «Двенадцати» был племянником атамана Белого Дона и начальника Главного управления казачьих войск Третьего Рейха. Какие только кульбиты ни выписывала русская история в ХХ веке! Но ведь Краснов, сам будучи отнюдь не чуждым литературе, не мог быть равнодушен к такому родству. Неужели эта тема не отражена нигде в его сочинениях?


http://providenie.narod.ru/blog/406/2016-12-10-408

« Детство. (Маме, папе, бабушкам)

tumblr hit counter